Доска объявлений

«Обитатели архипелага Огненная Земля: некоторые особенности их жизни и внешности»

Антропологический семинар Центра Физической антропологии, Ленинский пр. 32А, 26 октября четверг, 14.00

Дорогие коллеги,

приглашаем вас на очередной антропологический семинар Центра Физической антропологии ИЭА РАН
 в четверг 26 октября в 14.00.
 В связи с ремонтом на Вавилова 37А семинар будет проходить в «башне» на Ленинском проспекте 32А в Музее Хорезма на 19 этаже.   

С сообщением «Обитатели архипелага Огненная Земля: некоторые особенности их жизни и внешности»
выступит сотрудник Центра физической антропологии ИЭА РАН Таисия Александровна Сюткина.

Обращаем внимание коллег, не имеющих постоянного пропуска в здание Президиума РАН: пожалуйста, проинформируйте нас заранее о своем желании посетить семинар, чтобы мы могли заказать разовый пропуск для прохода в здание.

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» (V Герасимовские чтения)

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН

КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. В.П. АЛЕКСЕЕВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ им. К.А. ТИМИРЯЗЕВА

Международная научная конференция

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»

(V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

Москва

13–15 ноября 2017 г.

 

Информационное письмо №2

 

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова (1907–1970).

Конференции, посвященные автору метода пластической портретной реконструкции – выдающемуся антропологу и археологу, мы проводим каждые пять лет совместно с различными организациями, с которыми в той или иной степени была связана его жизнь и научная деятельность – Государственным Дарвиновским музеем, Государственным Биологическим музеем им. К.А.Тимирязева (Москва), Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Институтом истории материальной культуры (Санкт–Петербург), Иркутским государственным университетом.

V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, которые в 2017 г. пройдут в Государственном Биологическом музее им. К.А.Тимирязева, предполагают следующие направления работы:

  1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
  2. Палеогеография и археология эпохи камня – от анализа к синтезу;
  3. Палеоантропология Евразии – факты и интерпретации;
  4. Пластическая реконструкция лица по черепу – традиции и инновации.

 

Прием заявок на конференцию продлен до 15 июня 2017 г.

Заявка должна содержать название доклада, ФИО автора (-ов) полностью, название учреждения, ученую степень/звание, контактные данные.

 

Заявки просим присылать по адресу gerasimovskie-2017@yandex.ru

 

C уважением, Оргкомитет

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Иерихона докерамический неолит В

Иерихона докерамический неолит В

Иерихона докерамический неолит В (Б). Покоится на слоях докерамического неолита А. Дата Иерихона В, по данным радиоуглеродным определениям, 7 170 — 5 800 тыс. до н. э. То есть, если неолит А занимает VIII тысячелетие, то неолит В – VII и VI.

 

Карта

jeriсho_010

 

Раскоп

Слева — фото Иерихонской башни; справа — траншея раскопа вдоль более поздней крепостной стены, а башня видна на заднем плане (из книги Мелларта «Древнейшие цивилизации Ближнего Востока», 1982)

 

План башни

План башни Иерихона, докерамический неолит А (из книги Мелларта «Древнейшие цивилизации Ближнего Востока», 1982)

 

 

Отличия культуры В от культуры А выявляются в домостроительстве: дома приобрели прямоугольные очертания вместо округлых. Фундамент построен из камней, а стены — из сигарообразных сырцовых кирпичей. Стены и полы домов обмазаны глиной, как было в натуфийской культуре, а стены еще и окрашены (следы росписи по штукатурке). К домам примыкали хозяйственные постройки, с очагами во дворах.

Керамика в Иерихоне В еще отсутствует, но изготовляются каменные сосуды (вероятно, тоже натуфийская традиция).

Способ погребения оставался прежним – под полом жилищ. Но было и нововведение. Чрезвычайно интересным явлением Иерихона оказалось моделирование лиц на черепах.  Были найдены обмазанные глиной черепа, обмазка должна была придать лицам индивидуальные человеческие черты. В глазницы вставлены ракушки, а у шести черепов ракушки двустворчатые, с вертикальной прорезью между створками для имитации зрачков. В глазницы седьмого вставлены ракушки-каури, имеющие горизонтальный проем —  с тем же эффектом.  Под другим домом было похоронено более сорока умерших. Черепа некоторых из них были удалены, а нижнюю челюсть оставляли на месте. Но как раз у большинства обмазанных черепов нет нижних челюстей, то есть, скорее всего, они были взяты для моделирования.

 

restored-human-skull-from-jericho-9000-years-bp-142FF0341963F7024D8

Обмазанный глиной череп из Иерихона, период докерамического неолита.

images-3

Обмазанный глиной череп с вставленными в глаза ракушками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

000386

Обмазанный глиной череп с вставленными в глаза ракушками.

c59de7cc12cf095ba469ff129b0678985b41a3d3

Британская реконструкция облика жителя Иерихона по черепу.

 

С

 

 

 

 

 

 

 

Маска

Маска из пещеры Нахаль Хамар, Иудейская пустыня, докерамический неолит В.

 

Собирание отделенных от тела черепов было в обычае у натуфийцев. Но обмазывать их глиной для «восстановления» лица придумали уже в Иерихоне В.  То же делали потом люди катакомбной культуры бронзового века на Украине. Многие примитивные племена, особенно в Меланезии, и в новое время сохранили эту традицию, обмазывая черепа своих умерших и вставляя в их глазницы ракушки. Это делалось для сохранения плотского облика умерших – в каких-то целях заупокойного культа. Для тех же целей в других культурах Египта и Евразии на лица налагались маски (глиняные или золотые).

Обряд моделирования черт лица на черепах сохранил облик жителей Иерихона этого времени, более грацильных по сравнению с предшественниками (но о последних можно судить только по черепам).

Святилища, имевшие форму мегарона, раскопаны. В раннем храме найдены маленькие статуэтки, женские и зооморфные, возможно, связанные с культом плодородия.

Ein_Ghazal_Venus

Статуя из Эйн-Газаль.

Джон Гарстанг, копавший Иерихон в начале 1930-х, нашел в более позднем общественном здании, возможно, храме, три статуи почти в полный рост: бородатого мужчины, женщины и ребенка, с ракушками на месте глаз. Статуи были плоскими, обработана только передняя сторона; вероятно они стояли у стены и смотреть на них полагалось только спереди. Они были окрашены красной краской.  Похожие статуи были найдены и в других зданиях. В них видят прототипы менгиров неолита и энеолита Южной и Западной Европы.

Три фигуры, найденные Гарстангом, В. А. Сафронов смело считает первым изображением священной троицы, состоящей из бога-отца, бога-сына и богини-матери. Подобная триада, отмечает он, снова появится только в 4-м тысячелетии до н. э. в Шумере, а потом ей будут поклоняться по всему Востоку. Ну, это не так очевидно: богиня-мать с младенцем – частый мотив скульптуры Древнего Востока, богиня с юным возлюбленным – также, а вот троицу уловить труднее.

Интереснее другое – что неподалеку, в Иордании, расположено неолитическое поселение Эйн-Газаль, тоже VIII тыс. до н. э. Там обнаружено 32 таких статуи – 15 в полный рост, 15 бюстов и 2 головы. Три бюста – двухголовые, тоже с раковинными глазами.

 

14347002622625

Двухголовый бюст из Эйн-Газаль.

 

jordanian_fairy_tail_1_043

Двухголовый бюст из Эйн-Газаль.

 

Происхождение. Руководительница раскопок Иерихона британская исследовательница Кэтлин Кеньон, считала, что нет преемственности от неолита А к неолиту В в Иерихоне, что культура В принесена новыми пришельцами, и в этом с ней согласны Сафронов с Николаевой. Большинство же археологов считает, что коль скоро погребальный обряд сохранился, преемственность налицо и, по крайней мере, полного разрыва не было (В. М. Масон).

Сафронов и Николаева пошли дальше в определении истоков культуры неолита В. Они считают, что эта культура тесно связана по многим показателям с культурой малоазийского Чатал-Гёюка, а особенно тесно – с тахунийской культурой Палестины, которая прибыла в Палестину и в Чатал-Гёюк в результате миграции свидерской мезолитической культуры с берегов Балтики. Они так и называют жителей неолитического Иерихона В тахунийцами. Соответственно и определяют их как носителей иберо-кавказских и дравидских языков, сменивших тут  афроазиатов-натуфийцев. Но с этими определениями Сафронов с Николаевой не нашли поддержки, и их выступление осталось гласом вопиющего в пустыне.

 

ЛСК

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015