Убейд культура
Убейд, Убейдская культура, Убейдский феномен, Убейдский период – энеолитическая культура или группа взаимосвязанных культур и период их распространения на территории Ближнего Востока (прежде всего, Южная Месопотамия, но также Северная, Восточное Средиземноморье, Сузиана, часть Иранского нагорья, Закавказье, побережье и острова Персидского залива) в конце VI – первой половине IV тыс. до н.э. Название происходит от памятника Эль-Убейд (El-Ubaid, передается иногда Эль-Убайд, Эль-Обайд, Эль-Обейд). Вначале понятие трактовалось как керамическая традиция, затем как период в археологической эволюции Месопотамии и смежных земель, затем как археологическая культура, наконец, как транскультурный феномен («феномен регионального взаимодействия»). Противопоставление последних двух трактовок основано на понимании культуры только как четко ограниченной совокупности памятников, тогда как культура может иметь и размытые границы.
История исследований и периодизация. В 1918 г. экспедиция Британского музея во главе с Р. Кэмпбелом Томпсоном, обследуя шумерский город Эреду, обнаружила в нем керамику, более древнюю, чем шумерская. В следующем году Г. Р. Холл, возглавивший ту же экспедицию, открыл небольшой памятник Телль эль-Убейд, где эта керамика была основной. К британцам присоединились американцы из Пенсильванского университета и совместная экспедиция во главе с Л. Вулли выявила стратиграфию эль-Убейда. А затем ту же культуру обнаружили в других шумерских городах – Кише, Уре, Уруке и проч. под шумерскими слоями. Затем в течение первой половины ХХ века были обнаружены памятники с более ранними фазами той же культуры – Эреду (или Эриду), Хаджи Мухаммад и др. В 1960 г. Дж. Оутс суммировала их, сведя в одну схему развития (абсолютная хронология шаткая):
Убейд 1 = Эреду (ныне датируется примерно 5300 – 4700 до н.э.),
Убейд 2 = Хаджи Мухаммад (соответственно 4800 – 4500 до н.э.),
Убейд 3, классический Убейд = сам Убейд (4500 – 4000 до н.э.),
Убейд 4 = поздний вариант керамики убейдского типа (первые века IV тыс. до н.э.)
Затем французская экспедиция на памятнике Телль эль-Уэйли выявила слои, более древние, чем Убейд 1 и назвала их Убейд 0, а потом был открыт финальный Убейд – Убейд 5. В разных странах стали обнаруживать локальные варианты убейдской культуры: в Северной Месопотамии «северный Убейд» с халафской традицией, в Закавказье лейла-тепинская культура, а на Северном Кавказе майкопская, несут на себе признаки Убейда (видимо, результат миграции убейдцев), и т. д.
Керамика. Объединяющим компонентом убейда является лепная керамика, монохромная расписная, названная по-английски Black-on-Buff — цвета бычьей кожи с черной росписью. На деле цвет росписей варьирует от чёрного до коричневатого, фиолетового и тёмно-зеленого; в зависимости от обжига керамика приобретала «цвет бычьей кожи» (палевый) или красно-коричневый или даже зелено-коричневый. Убейдские мастера любили изображать на глиняных сосудах цветы с крупными лепестками, листья, реже животных, часто покрывали сосуды просто геометрическим орнаментом. Они создавали посуду разнообразных форм: плоские тарелки с отогнутым бортиком, чаши на подставке, сосуды с носиком типа чайников, кубки с овальным дном, что позволяло ставить на плоскую поверхность лишь опрокинутые и уже опорожненные сосуды. Некоторые сосуды сделаны в виде животных. Есть и медные сосуды.
В позднеубейдское время научились использовать гончарный круг медленного вращения, и роспись стала упрощаться (как везде при замене индивидуальных мастеров массовой ремесленной продукцией). Появляются так наз. «черпаховидные» сосуды — шаровидные с широким горлом и раструбом, служившие, как полагают, для культовых возлияний.
Поселения и храмы. Носители Эль-Убейдской культуры были жили в домах из сырцового кирпича, образующих поселения, которые группировались вокруг центрального культового святилища — храма.
Самый древний храм убейдцев открыт в Эреду на небольшом возвышении, на платформе. Всего с одним помещением, но все особенности позднейших шумерских храмов были налицо: украшенный фасад, алтарная ниша и жертвенное место. Храмов в Эреду не один. Массивные стены декорированы снаружи пилястрами. В позднем Убейде появляются глиняные конусы, которые мозаично декорировали наружные плоскости престижных строений.
Культовые статуэтки обнажённых женщин и мужчин весьма многочисленны. Женские статуэтки удлиненные, изображают стройных стоящих женщин с широкими плечами, руками, сложенными под грудью, и узким тазом (но в северном убейде по халафской традиции статуэтки изображают полных сидящих женщин). У статуэток головы рептилий. Мужских статуэток гораздо меньше. На месте глаз и в плечах фигурок делались прорези, куда вкладывались зёрна кунжута и финиковые косточки. Видимо, статуэтки использовались в магических действиях. Есть и статуэтки животных.
Способ погребения. Убейдцы уже хоронили взрослых в выделенных могильниках (детей по-прежнему под полом жилищ). Существенное отличие убейдских могил от других раннеземледельческих захоронений составляет вытянутое на спине, а не скорченное положение погребенных. То есть погребённые, в отличие от самарских, не связаны и не посыпаны охрой. Такие убейдские могилы обнаружены в Уре. Социальное расслоение слабо выражено: погребения различаются между собой лишь количеством погребального инвентаря (преимущественно глиняных сосудов), но не разными наборами вещей. В Эреду покойные лежат в небольших оградках из сырцового кирпича, часто прикрытых таким же кирпичом. Сопроводительный инвентарь скромен: керамика, терракотовые статуэтки и глиняные модели лодок с отверстием в центре (видимо от мачты). Значит, водные пути уже были освоены для транспорта. Модели лодок в могиле, вероятно, отражают мифологические представления о переправе через «реку смерти» в загробный мир.
Хозяйство. Убейдские люди были первыми земледельцами, заселившими Южную Месопотамию, где без искусственного орошения, без каналов земледелие было невозможно. Использовали они для повышения плодородия полей и весенние разливыЕвфрата. Рост урожая сделал возможным появления больших поселений. Эриду, например занимал 10 га и в нем насчитывалось 4 тыс. жителей, он уже превращался в город. Поселения располагались вдоль каналов. В районе Ура – около 40 убейдских поседений, в районе Урука 23. Убейдские слои обнаружены у многих шумерских городов. Тот факт, что убейдские слои – мощные, от 8 до 10 м, говорит о том, что культура существовала долго, почти целое тысячелетие.
Кремневых орудий очень мало, почти нет. Это намек на интенсивное использование металла, хотя и металлических изделий в числе обнаруженных вещей почти нет. Поскольку металл в низовья Евфрата доставлялся издалека, металлические изделия берегли, испорченные не выбрасывали (и они не отлагались в культурном слое), а пускали в переплавку. О металлических литых предметах говорят и терракотовые модельки проушных топоров, кинжалов, тесел. Искали и заменители металлу. Так, ухитрялись делать серпы из терракоты, и лезвие получалось годным для жатвы – это установлено в лаборатории С. А. Семенова.
«Северный Убейд». Убейд Северной Месопотамии и прилегающих областей Сирии – это Убейд с халафской традицией. Здесь сочетаются и большие прямоугольные дома, и круглые постройки; и выделенные некрополи, и погребения под полом; и вытянутые погребения, и скорченные. Наиболее изученный памятник этого варианта культуры – Тепе-Гавра на левом берегу Тигра в районе Мосула. В слое XVII храмы круглые, в слое XIII храмовый комплекс из трех прямоугольных храмов. Начиная с XIII слоя в Гавре усиливаются южномесопотамские воздействия.
Северный Убейд ближе к рудным залежам, поэтому тут встречается больше меди: кольца, шилья и ножички, найдены золотые бусы. На североубейдских памятниках заметно изготовление печатей из стеатита, а также из более ценных мрамора, сердолика и даже лазурита, привозных издалека (лазурит из Северного Афганистана. На ранних печатях – геометрические узоры, на поздних – изображения животных, иногда в сочетаниях.
Этническое определение убейдской культуры возможно лишь сугубо предположительное. Считается, что ее представители, как и в самаррско-хассунской кульутре, были субареи – жители страны Субарту, то есть выходцы из предгорий Загроса. И. Гельб, И. М. Дьяконов и С Крамер предполагали, что это население говорило на «банановом языке» (с повторением слогов, как в слове banana), что некоторые слова этого «прототигридского языка» остались как следы субстрата в шумерском (например, Забаба, Инанна, Хумбаба). Что они были вытеснены шумерами на Верхний Тигр и в северные районы Загроса, где они позже ассимилировались с хурритами.
Но стройные статуэтки взамен тучных и вытянутые погребения взамен скорченных говорят о том, что пришло новое население. Поэтому, по крайней мере, позднеубейдскую культуру многие считают уже протошумерской. Шумеры считали местом своего происхождения (и вообще всего человечества) остров Дильмун, то есть Бахрейн. Тем найдены памятники убейдского типа, но их соотношение с другими еще не исследовано.
К концу убейдской культуры Л. Вулли по своим раскопкам в Уре относит мощный (до 3,5 м) стерильный слой огромного наводнения, которое должно было затопить большую площадь Южной Месопотамии. Вулли соотносит его с записанным в шумерских табличках мифом о всемирном потопе, который стал прообразом для более позднего библейского мифа. Вулли счел, что это наводнение привело убейдскую культуру к упадку.
Но позднейшие исследования показали, что «слои потопа» приходятся в разных шумерских городах на разное время: в Уре – в конце убейдского периода, в Шуруппаке – в конце раннединастического I, в Кише – в конце раннединастического III. То есть крупные наводнения были в Месопотамии нередкими бедствиями, и С. Ллойд предпочитает связывать с шумерским мифом наводнение в Шуруппаке: в знаменитом «Списке царей Шумера» последним властителем Шумера перед потопом числился именно Ибартуту, царь Шуруппака, или его сын Зиусудра. Далее уже идут первые династии Киша, Урука и Ура.
ЛСК