Доска объявлений

«Обитатели архипелага Огненная Земля: некоторые особенности их жизни и внешности»

Антропологический семинар Центра Физической антропологии, Ленинский пр. 32А, 26 октября четверг, 14.00

Дорогие коллеги,

приглашаем вас на очередной антропологический семинар Центра Физической антропологии ИЭА РАН
 в четверг 26 октября в 14.00.
 В связи с ремонтом на Вавилова 37А семинар будет проходить в «башне» на Ленинском проспекте 32А в Музее Хорезма на 19 этаже.   

С сообщением «Обитатели архипелага Огненная Земля: некоторые особенности их жизни и внешности»
выступит сотрудник Центра физической антропологии ИЭА РАН Таисия Александровна Сюткина.

Обращаем внимание коллег, не имеющих постоянного пропуска в здание Президиума РАН: пожалуйста, проинформируйте нас заранее о своем желании посетить семинар, чтобы мы могли заказать разовый пропуск для прохода в здание.

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» (V Герасимовские чтения)

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН

КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. В.П. АЛЕКСЕЕВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ им. К.А. ТИМИРЯЗЕВА

Международная научная конференция

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»

(V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

Москва

13–15 ноября 2017 г.

 

Информационное письмо №2

 

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова (1907–1970).

Конференции, посвященные автору метода пластической портретной реконструкции – выдающемуся антропологу и археологу, мы проводим каждые пять лет совместно с различными организациями, с которыми в той или иной степени была связана его жизнь и научная деятельность – Государственным Дарвиновским музеем, Государственным Биологическим музеем им. К.А.Тимирязева (Москва), Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Институтом истории материальной культуры (Санкт–Петербург), Иркутским государственным университетом.

V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, которые в 2017 г. пройдут в Государственном Биологическом музее им. К.А.Тимирязева, предполагают следующие направления работы:

  1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
  2. Палеогеография и археология эпохи камня – от анализа к синтезу;
  3. Палеоантропология Евразии – факты и интерпретации;
  4. Пластическая реконструкция лица по черепу – традиции и инновации.

 

Прием заявок на конференцию продлен до 15 июня 2017 г.

Заявка должна содержать название доклада, ФИО автора (-ов) полностью, название учреждения, ученую степень/звание, контактные данные.

 

Заявки просим присылать по адресу gerasimovskie-2017@yandex.ru

 

C уважением, Оргкомитет

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Халафская культура

Халафская культура

Халафская культура — энеолитическая (халколитическая) культура  V тыс. до н. э. в Северной Месопотамии (занимала территорию нынешних Ирака, северной Сирии и юго-восточной Турции). Раньше считалась неолитической. Названа по поселению Телль-Халаф в северной Сирии, возле турецкой границы. Памятник был открыт в 1899 году немецким дипломатом Максом фон Оппенгеймом, исследовавшим местность для проведения Багдадской железной дороги, затем он копал этот памятник много лет, причем хотя он не был профессиональным археологом, копал очень методично, на хорошем научном уровне.

По калиброванной радиоуглеродной хронологии культура датируется 5600-4500 гг. до н. э. Периодизация культуры установлена по керамике в местности Арпачийя в Ираке:

  • древний Халаф: 5600-5300 гг. до н. э.
  • средний Халаф: 5300-4800 гг. до н. э.
  • поздний Халаф: 4800-4500 гг. до н. э.

По С. Ллойду, однако, ее диапазон несколько уже: 5200 – 4700 гг. до н. э. Это подтверждено раскопками советской экспедиции в Ираке, в Ярым-тепе II, где раннехалафский слой перекрывал позднехассунский.

kultura_halaf_zasieg

Культура Халаф на карте (выделена розовым).

 

Поселения небольшие, располагались у рек, были плотно застроены однокомнатными сырцовыми домами, купольными (похожими на толосы) с примыкающими прямоугольными хозяйственными постройками. Иногда с печами или очагами.

Хозяйство. Земледелие основывалось на природных осадках, ирригация не использовалась. Выращивали пшеницу-двузернянку, ячмень и лен. Найдены каменные зернотёрки, ступки, серпы, обгоревшие зёрна.  Серпы имели костяную основу, в которую под углом вставлялись кремневые вкладыши, создавая зубчатый режущий край. Скотоводство состояло в  разведении коров, овец и коз, в хозяйстве была и собака.

Количество медных орудий и оружия невелико, но всё же больше, чем в Хассуне. Есть и медная печать. Кроме того, некоторые формы керамики напоминают (и, возможно, копируют) металлические сосуды, так что возможно и они имелись.

Погребения — в катакомбах и ямах, есть и трупосожжения с помещением праха в сосуд. При погребении намеренно портили предметы сопроводительного инвентаря – «убивали их», чтобы они достались покойнику в мире ином.

Керамика ранняя груба, но позже обретает изящество, хоть и выполнена от руки, без гончарного круга. Ее покрывали геометрической росписью и изображениями животных (оленей, барсов, птиц, змей, рыб) или цветов, коричневым по розоватому или желтоватому фону. Но в отличие от Самарры композиций эти фигуры не образуют, составляя орнаментальные фризы. Часто изображены головы быков. Изготавливалась также неокрашенная и лощеная керамика. Есть сосуды в виде животных или людей. В позднем халафе появляется и двухцветная роспись.

 

1498632_original

 

halaf1i_023

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Искусство и религия. Среди сопроводительного инвентаря погребений есть глиняные женские статуэтки. Дикий бык почитался как символ плодородия. Изображения быков, букрании (бычьи и козлиные черепа) имели культовое значение, считается, что они были связаны с богом грозы. Мужских глиняных фигурок не встречено, а женских изображений, тучных и грудастых, покрытых поперечными полосами, очень много. Женщина изображалась присевшей, в сопровождении голубей. Позже голубь считался священной птицей Афродиты — Астарты, которая являлась греческой ипостасью шумеро-аккадской богини Иштар.

Из камня вытачивались сосуды, бусы и подвески (в виде двойного топора, птиц, бычьей головы, головы кабана) печати. Оттиски печатей есть на глине.

 

9579857

Халафская культовая фигурка богини плодородия, терракота, 5000-4000 до н. э.

i_018

Статуэтка-флакон богини плодородия. Халафская культура, Ярым-тепе 2. V тыс. до н. э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Происхождение и этногенез. Со своей предшественницей, хассунской культурой, халафская имеет мало общего. Какая-то часть местного населения вошла в состав халафской культуры (продолжая традицию домостроительства из сырцовых кирпичей, тонуров для выпечки хлеба, каменных печатей). Но основное население явно пришлое: круглых домов не было, керамика другая, в погребениях практикуется кремация. Религиозный комплекс халафской культуры (букрании, женские статуэтки) мало отличается от Хаджилара и Чатал-Гёюка. Поэтому многие считают, что халафская культура происходит из восточных районов Анатолии и юго-западных районов Армянского нагорья, а в 6 тыс. до н. э. распространилась по территории современных Сирии и Ирака. Как раз из этих районов Анатолии и Армянского нагорья Гамкрелидзе и Иванов выводят все индоевропейские народы, поэтому они отождествляют халафскую культуру с праиндоевропейцами. Признаками индоевропейской принадлежности они считают  трупосожжение и кое-что еще. Однако по всему облику культура эта явно не индоевропейская. Для индоевропейцев священным животным является прежде всего конь, а не бык, главенствуют мужские божества, а не женские, в хозяйстве присутствует свинья, южная природа в индоевропейских языках обычно обозначается заимствованными словами из субстратных в этих местностях языков.

Халафская культура исчезла или была уничтожена после середины V тыс. до н. э. в результате вторжения с юга предков шумеров. В северной Месопотамии она была сменена убейдской культурой, которая пришла с юга и принесла  шумерский этнос.

ЛСК

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015