Доска объявлений

150 лет развития исторической краниологии в Московском университете

Организаторы семинара АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДЫ: 110 лет на Моховой объявили о замене:

Вместо объявленного ранее доклада 29 ноября 2017 года в 14 часов 30 минут состоится доклад С.Г.Ефимовой на тему:  «150 лет развития исторической краниологии в Московском университете».
Тезисы доклада:

                                    С.Г. Ефимова

150 лет развития исторической краниологии в

Московском университете.

Датой официального признания антропологии как нового научного направления в Московском университете, можно считать 1867 год, когда была опубликована и принята Ученым Советом в качестве докторской диссертации  монография А.П. Богданова «Материалы для антропологии курганного периода в Московской губернии». В докладе кратко рассмотрена деятельность основанного в 1864 г. Антропологического отдела Общества любителей естествознания и  личный вклад А.П. Богданова в изучение антропологического разнообразия древнего населения России. Заложенные А.П. Богдановым методологические и гуманистические  традиции этого научного направления, которое он называл «исторической краниологией» успешно продолжались на протяжении последующих лет развития отечественной науки о человеке.

Важнейшим этапом была подготовка (1941) и публикация Г.Ф. Дебецом [Дебец, 1948] первой сводки по палеоантропологии СССР. Советская палеоантропологическая школа, формирование которой возглавил этот выдающийся ученый, по масштабам и методическому уровню исследований, глубине проблематики, в том числе и исторической, имела заслуженный авторитет в мировой науке.

Антропологические учреждения Московского университета внесли свой значительный вклад в копилку знаний об антропологии древнего населения Северной Евразии. Это труд нескольких поколений ученых, хранителей, реставраторов, воплощенный в уникальном кранио-остеологическом фонде Музея антропологии МГУ, статьях и монографиях, лекционных курсах и музейных экспозициях.  Современный методический и технологический спектр изучения палеоантропологических материалов существенно расширился, историческая проблематика уступает место палеоэкологической. На наш взгляд, в новой парадигме палеоантропологического знания имеется ряд проблем, требующих вдумчивого обсуждения.

 

55-й конгресс антропологического общества Сербии

 

55-й КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА СЕРБИИ ПРОЙДЕТ 23 — 27 мая 2018 г. в ЗЛАТИБОРЕ

Темы, которые будут представлены на конгрессе:

Физическая антропология популяций;

Демографические и популяционные проблемы;

Антропогенетика;

Криминалистическая антропология;

Спортивная антропология;

Социо-культурная антропология;

Прикладная антропология;

Биоэтика.

Информацию о подаче тезисов, регистрационном взносе и др. смотрите здесь:

First Call

Требования к оформлению тезисов:

THE TITLE OF THE PAPER (FONT TIMES NEW ROMAN, CAPS LOCK, BOLD, FONT SIZE 14)

 Name and surname of the authors (font Times New Roman size12, Normal,)

Name and address of the institution (font Times New Roman size 12, Italic,)

Abstracts-from 150 to 250 words, font Times New Roman size 12, Normal Font, single spacing

Key words: the first word; the second; the third. (from 3 to 5 words)

 

Sekcija (Section)                                                 ☒Način prezentacije (Presentation)

☐Humana biologija (Human biology)                                             ☐ oralno (oral)

☐Biomedicinska antropologija (Biomedical anthropology)             ☐ poster (poster)

☐Forenzička antropologija (Forensic anthropology)

☐Sportska antropologija (Sport anthropology)

☐Socio-kulturna antropologija (Socio-cultural anthropology)

«Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»

Омский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук

Информационное письмо № 1

 

 Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в LVIII Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых (РАЭСК-58) «Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты», которая состоится 16-21 апреля 2018 г. в г. Омск на базе Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

К участию в конференции приглашаются студенты, магистранты, аспиранты и молодые исследователи из России и зарубежья.

Работу планируется провести по следующим направлениям:

  1. Историография, теория и методология археологии.
  2. Палеолит-мезолит.
  3. Неолит-энеолит.
  4. Бронзовый век.
  5. Ранний железный век.
  6. Средневековье и Новое время.
  7. Антропология, этнология и этноархеология.
  8. Музееведение и охрана культурного наследия.
  9. Информационные технологии в археологических и этнологических исследованиях.

Оргкомитет:

Директор ОФ ИАЭТ СО РАН, д-р ист. наук, проф., зав. кафедрой этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Н.А. Томилов; канд. ист. наук, доц. С.Н. Корусенко, канд. ист. наук, доц. И.В. Толпеко, канд. ист. наук, доц. Т.А. Горбунова.

Оргкомитет принимает предложения и заявки по тематике круглых столов, проведение которых планируется в ходе работы конференции.

Для участия в конференции необходимо подать заявку с темой доклада до 20 ноября 2017 г. для подачи проекта на конкурс грантов РФФИ. Адрес электронной почты: raesk58@yandex.ru. Тезисы докладов будут приниматься до 31 января 2018 года. Требования для оформления тезисов будут изложены во втором информационном письме. Тезисы, поступившие, после 31 января 2017 года к публикации приниматься не будут. При этом за участником сохраняется право очного выступления с докладом на конференции.

Информация о маршруте проезда и условиях проживания будут сообщены в следующих информационных письмах.

Контактные данные.

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского:

Светлана Николаевна Корусенко: tomil65@rambler.ru

Ирина Васильевна Толпеко: itolpeko@yandex.ru

Татьяна Александровна Горбунова: GorbunovaTA@omsu.ru

 

Форма заявки

Ф.И.О. (полностью)

Место учебы/работы (ВУЗ, курс, год магистратуры/аспирантуры, должность)

Тематическое направление

Тема доклада (публикации)

Научный руководитель (Ф.И.О., ученая степень и звание, место работы, должность)

Контактный телефон, адрес электронной почты

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Халафская культура

Халафская культура

Халафская культура — энеолитическая (халколитическая) культура  V тыс. до н. э. в Северной Месопотамии (занимала территорию нынешних Ирака, северной Сирии и юго-восточной Турции). Раньше считалась неолитической. Названа по поселению Телль-Халаф в северной Сирии, возле турецкой границы. Памятник был открыт в 1899 году немецким дипломатом Максом фон Оппенгеймом, исследовавшим местность для проведения Багдадской железной дороги, затем он копал этот памятник много лет, причем хотя он не был профессиональным археологом, копал очень методично, на хорошем научном уровне.

По калиброванной радиоуглеродной хронологии культура датируется 5600-4500 гг. до н. э. Периодизация культуры установлена по керамике в местности Арпачийя в Ираке:

  • древний Халаф: 5600-5300 гг. до н. э.
  • средний Халаф: 5300-4800 гг. до н. э.
  • поздний Халаф: 4800-4500 гг. до н. э.

По С. Ллойду, однако, ее диапазон несколько уже: 5200 – 4700 гг. до н. э. Это подтверждено раскопками советской экспедиции в Ираке, в Ярым-тепе II, где раннехалафский слой перекрывал позднехассунский.

kultura_halaf_zasieg

Культура Халаф на карте (выделена розовым).

 

Поселения небольшие, располагались у рек, были плотно застроены однокомнатными сырцовыми домами, купольными (похожими на толосы) с примыкающими прямоугольными хозяйственными постройками. Иногда с печами или очагами.

Хозяйство. Земледелие основывалось на природных осадках, ирригация не использовалась. Выращивали пшеницу-двузернянку, ячмень и лен. Найдены каменные зернотёрки, ступки, серпы, обгоревшие зёрна.  Серпы имели костяную основу, в которую под углом вставлялись кремневые вкладыши, создавая зубчатый режущий край. Скотоводство состояло в  разведении коров, овец и коз, в хозяйстве была и собака.

Количество медных орудий и оружия невелико, но всё же больше, чем в Хассуне. Есть и медная печать. Кроме того, некоторые формы керамики напоминают (и, возможно, копируют) металлические сосуды, так что возможно и они имелись.

Погребения — в катакомбах и ямах, есть и трупосожжения с помещением праха в сосуд. При погребении намеренно портили предметы сопроводительного инвентаря – «убивали их», чтобы они достались покойнику в мире ином.

Керамика ранняя груба, но позже обретает изящество, хоть и выполнена от руки, без гончарного круга. Ее покрывали геометрической росписью и изображениями животных (оленей, барсов, птиц, змей, рыб) или цветов, коричневым по розоватому или желтоватому фону. Но в отличие от Самарры композиций эти фигуры не образуют, составляя орнаментальные фризы. Часто изображены головы быков. Изготавливалась также неокрашенная и лощеная керамика. Есть сосуды в виде животных или людей. В позднем халафе появляется и двухцветная роспись.

 

1498632_original

 

halaf1i_023

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Искусство и религия. Среди сопроводительного инвентаря погребений есть глиняные женские статуэтки. Дикий бык почитался как символ плодородия. Изображения быков, букрании (бычьи и козлиные черепа) имели культовое значение, считается, что они были связаны с богом грозы. Мужских глиняных фигурок не встречено, а женских изображений, тучных и грудастых, покрытых поперечными полосами, очень много. Женщина изображалась присевшей, в сопровождении голубей. Позже голубь считался священной птицей Афродиты — Астарты, которая являлась греческой ипостасью шумеро-аккадской богини Иштар.

Из камня вытачивались сосуды, бусы и подвески (в виде двойного топора, птиц, бычьей головы, головы кабана) печати. Оттиски печатей есть на глине.

 

9579857

Халафская культовая фигурка богини плодородия, терракота, 5000-4000 до н. э.

i_018

Статуэтка-флакон богини плодородия. Халафская культура, Ярым-тепе 2. V тыс. до н. э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Происхождение и этногенез. Со своей предшественницей, хассунской культурой, халафская имеет мало общего. Какая-то часть местного населения вошла в состав халафской культуры (продолжая традицию домостроительства из сырцовых кирпичей, тонуров для выпечки хлеба, каменных печатей). Но основное население явно пришлое: круглых домов не было, керамика другая, в погребениях практикуется кремация. Религиозный комплекс халафской культуры (букрании, женские статуэтки) мало отличается от Хаджилара и Чатал-Гёюка. Поэтому многие считают, что халафская культура происходит из восточных районов Анатолии и юго-западных районов Армянского нагорья, а в 6 тыс. до н. э. распространилась по территории современных Сирии и Ирака. Как раз из этих районов Анатолии и Армянского нагорья Гамкрелидзе и Иванов выводят все индоевропейские народы, поэтому они отождествляют халафскую культуру с праиндоевропейцами. Признаками индоевропейской принадлежности они считают  трупосожжение и кое-что еще. Однако по всему облику культура эта явно не индоевропейская. Для индоевропейцев священным животным является прежде всего конь, а не бык, главенствуют мужские божества, а не женские, в хозяйстве присутствует свинья, южная природа в индоевропейских языках обычно обозначается заимствованными словами из субстратных в этих местностях языков.

Халафская культура исчезла или была уничтожена после середины V тыс. до н. э. в результате вторжения с юга предков шумеров. В северной Месопотамии она была сменена убейдской культурой, которая пришла с юга и принесла  шумерский этнос.

ЛСК

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015