Доска объявлений

55-й конгресс антропологического общества Сербии

 

55-й КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА СЕРБИИ ПРОЙДЕТ 23 — 27 мая 2018 г. в ЗЛАТИБОРЕ

Темы, которые будут представлены на конгрессе:

Физическая антропология популяций;

Демографические и популяционные проблемы;

Антропогенетика;

Криминалистическая антропология;

Спортивная антропология;

Социо-культурная антропология;

Прикладная антропология;

Биоэтика.

Информацию о подаче тезисов, регистрационном взносе и др. смотрите здесь:

First Call

Требования к оформлению тезисов:

THE TITLE OF THE PAPER (FONT TIMES NEW ROMAN, CAPS LOCK, BOLD, FONT SIZE 14)

 Name and surname of the authors (font Times New Roman size12, Normal,)

Name and address of the institution (font Times New Roman size 12, Italic,)

Abstracts-from 150 to 250 words, font Times New Roman size 12, Normal Font, single spacing

Key words: the first word; the second; the third. (from 3 to 5 words)

 

Sekcija (Section)                                                 ☒Način prezentacije (Presentation)

☐Humana biologija (Human biology)                                             ☐ oralno (oral)

☐Biomedicinska antropologija (Biomedical anthropology)             ☐ poster (poster)

☐Forenzička antropologija (Forensic anthropology)

☐Sportska antropologija (Sport anthropology)

☐Socio-kulturna antropologija (Socio-cultural anthropology)

«Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»

Омский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук

Информационное письмо № 1

 

 Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в LVIII Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых (РАЭСК-58) «Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты», которая состоится 16-21 апреля 2018 г. в г. Омск на базе Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

К участию в конференции приглашаются студенты, магистранты, аспиранты и молодые исследователи из России и зарубежья.

Работу планируется провести по следующим направлениям:

  1. Историография, теория и методология археологии.
  2. Палеолит-мезолит.
  3. Неолит-энеолит.
  4. Бронзовый век.
  5. Ранний железный век.
  6. Средневековье и Новое время.
  7. Антропология, этнология и этноархеология.
  8. Музееведение и охрана культурного наследия.
  9. Информационные технологии в археологических и этнологических исследованиях.

Оргкомитет:

Директор ОФ ИАЭТ СО РАН, д-р ист. наук, проф., зав. кафедрой этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Н.А. Томилов; канд. ист. наук, доц. С.Н. Корусенко, канд. ист. наук, доц. И.В. Толпеко, канд. ист. наук, доц. Т.А. Горбунова.

Оргкомитет принимает предложения и заявки по тематике круглых столов, проведение которых планируется в ходе работы конференции.

Для участия в конференции необходимо подать заявку с темой доклада до 20 ноября 2017 г. для подачи проекта на конкурс грантов РФФИ. Адрес электронной почты: raesk58@yandex.ru. Тезисы докладов будут приниматься до 31 января 2018 года. Требования для оформления тезисов будут изложены во втором информационном письме. Тезисы, поступившие, после 31 января 2017 года к публикации приниматься не будут. При этом за участником сохраняется право очного выступления с докладом на конференции.

Информация о маршруте проезда и условиях проживания будут сообщены в следующих информационных письмах.

Контактные данные.

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского:

Светлана Николаевна Корусенко: tomil65@rambler.ru

Ирина Васильевна Толпеко: itolpeko@yandex.ru

Татьяна Александровна Горбунова: GorbunovaTA@omsu.ru

 

Форма заявки

Ф.И.О. (полностью)

Место учебы/работы (ВУЗ, курс, год магистратуры/аспирантуры, должность)

Тематическое направление

Тема доклада (публикации)

Научный руководитель (Ф.И.О., ученая степень и звание, место работы, должность)

Контактный телефон, адрес электронной почты

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Латéнская культура

Латéнская культура

Латéнская культура — археологическая культура железного века (V – I вв. до н. э.), распространённая по большей части Центральной и Западной Европы (Франция, Швейцария, Испания, Британия и Ирландия), на Балканах и в Малой Азии. Названа по селению Ла Тен (La Tène) близ Нёвшателя в Швейцарии.

Латенская культура является преемницей гальштатской культуры в западной части распространения гальштата. Плавный переход от гальштата к латену происходит в V веке до н. э. А к I веку н. э. латенская культура подавляется римской провинциальной культурой.

 

karta

Латенская культурно-историческая общность и зона ее влияния: а — первоначальная территория, занятая кельтскими племенами, б — территория распространения латенской культуры, в — направление кельтских походов, г — поселения, д — погребения, е — святилища, ж — греческие колонии; 1 — Хансбери, 2 — Гластонбери, 3 — Сомм-Бионн, 4 — Але¬зия, 5 — Бибракте, 6 — Аварик, 7 — Селль, 8 — Рокепертус, 9 — Антремон, 10 — Латен, 11 — Кобенер Вальд, 12— Стратонице, 13— Либеницы (Колин), 14— Массалия, 15— Эмпорий

 

Судя по античным письменным источникам (главным образом римским), латенская культура — это прежде всего культура кельтских народностей: галлов, бриттов, гельветов, бельгов, вольков, бойев и других. На одной из латенских скульптур (из Буре) есть цветная антропологическапя деталь — синий глаз (по римским письменным источникам, кельты были синеглазыми блондинами).

geroy-bure

Бронзовая статуэтка бога или героя из Буре в парижской области.Государственный музей древностей, Сен Жерменан Лэ. Дальи Орти.

 

Однако, с латенской культурой  кельты продолжили свое распространение по Европе, начатое еще в эпоху гальштата, и освоили ряд территорий, где в эпоху гальштата их не было. А их  влияние распространилось еще шире. Поэтому на окраинах этого ареала трудно разобрать, кто оставил памятники латенской культуры – кельты или соседние народы, кельтизированные или испытавшие сильное кельтское влияние. Поэтому   носителями окраинных вариантов латенской кульутры выступают также соседние народы —  иберы, лигурийцы, иллирийцы, фракийцы. Так, котел из Гундеструпа (найденный вне кельтского ареала – в Ютландии) сочетает в себе кельтские изобразительные мотивы с фракийской технологией изготовления.

Поселения латенской культуры  в ранний период — это крепости, посёлки и зачатки городов (их обычно называют: оппидумы), а к концу эпохи многие из них стали настоящими городами — крупными центрами торговли и ремесла, например Бибракте (площадь 135 га) и Алезия (площадь 97 га) во Франции, Манхинг (380 га) в Германии, Градиште (140 га) и Завист (175 га) в Чехии. Крепость окружалась «галльской стеной», описанной Юлием Цезарем: деревянные клети (на Руси они позже назывались городницами) заполнялись землёй и камнем, а с внешней стороны обкладывались камнем или сырцовым кирпичом.

Ранние жилища латенской культуры — это небольшие прямоугольные наземные дома на цоколе из камня и со стенами из прутьев, обмазанных глиной под соломенной крышей, а также округлые землянки с такими же крышей и стенами. Поздние жилища имели двойные, утеплённые стены из камня насухо с забутовкой из мелких камней. Есть также свайные поселения и островные болотные городища (пол домов в них образован бревенчатыми клетями).

 

ranniy-zheleznyiy-vek-8

Латенская культура. Фортификация (реконструкция): 1 — фрагмент оборонительной стены и ворот городища Манхинг (Германия); 2 — латенская оборонительная («галльская») стена в разрезе.

 

Могильники, как и в гальштате, есть курганные и бескурганные, но в отличие от гальштатской культуры в латенской преобладают бескурганные захоронения, а со временем курганов становилось всё меньше. Биритуальность выражалась в том, что, как и в гальштате, практиковались и кремация и ингумация. Кремация производилась на стороне, а прах помещали в урну. Доля кремаций постепенно возрастала. В качестве  заупокойных приношений в могилу помещали части, а иногда целую тушу вепря или части туш других копытных.

В раннем и среднем латене продолжается традиция погребений знати на колесницах. Теперь это двухколесные боевые колесницы. Вокруг могилы знатного покойника прокапывали кольцевой или четырехугольный ров. Новация в латенском обряде – то, что вещи, положенные в могилы, часто преднамеренно портили — гнули, ломали, разбивали. Видимо, таким образом их «убивали», чтобы они последовали за своим владельцем в мир иной.

Керамика латенской культуры, в отличие от гальштатской, сделана в основном на гончарном круге. Это высокие сосуды с блестящей серебристой поверхностью – чернолощеные (черные – от добавки графита в глину), также красного цвета сосуды, заполированные внутри,  с широким горлом и гребенчатым орнаментом или изображениями животных и людей. В конце латена появляются тонкостенные сосуды черного или серого цвета с геометрической или сюжетной росписью белой и красной красками, нанесенной по зонам.

 

laten-7

Латенские керамические сосуды.

 

Хозяйство имело в основе плужное земледелие. Культивировались пшеница, рожь, ячмень, просо, конопля, лен и овес, который как раз в латенское время и был введен в Западной и Центральной Европе. Животноводство было придомным – разводили крупный рогатый скот, овец, лошадей и свиней, а для корма косили траву.

Металл: оружие, орудия, конское снаряжение, посуда и украшения.

Оружие делалось из железа, причем клинок – из мягкого железа: в погребениях находят их свёрнутыми для порчи в восьмёрку и даже в спираль. Латенские мечи длиннее гальштатских и со временем из колющих (близких по функции к кинжалам) становятся режущими, то есть рубящими. На железный черешок крепилась рукоять из дерева или кости. У кинжалов рукоять в виде человечка с поднятыми руками и расставленными ногами. Наконечники копий тоже удлинились – до полуметра (чтобы предотвратить перерубание древка). Боевые топоры различны: как проушные (в том числе топоры-чеканы) и топоры-кельты.

Латенские шлемы вначале копировали греческие и римские – с высоким шишаком и назатыльником, но затем приобрели полушарную (полусферическую) форму с полыми рогами. Рога, очевидно, имели функцию магическую – уподобляли воина рогатому богу Кернунну, Великому Отцу, богу подземного царства. Щиты были круглыми из дерева, но в центре находился металлический умбон (накладной выпуклый щиток для защиты рукояти, за которую воин с другой стороны держал щит).

 

vek-9

Латенская культура. Вооружение и орудия труда: 1- 3 — железные мечи; 4 — железный кинжал с антропоморфным навершием; 5 — бронзовые орнаментированные ножны; 6 — железный наконечник копья; 7 — изображение кельтского воина со щитом (римская статуя); 8 — бронзовый шлем с эмалевыми инкрустациями; 9-11 — железные сердцевины щитов (умбоны); 12 — железный нож; 13 — пружинные железные ножницы; 14 — железный сошник; 15 — железный лемех; 16 — железная коса

 

997664_600

Латенский рогатый шлем,Ватерлоо, найден в Темзе, 159 – 50 гг. до н.э. Британский музей.

photoliste_20090622105624_france_casque_celte_dapp_600_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конское снаряжение  подобно гальштатскому – было приспособлено к повозкам (упряжь) и верховой езде (узда с псалиями). Новациями были железные подковы и шпоры.

 

loshad

Латенская культура. Конское снаряжение и колесница: 1 — бронзовые удила с кольцами для крепления ремней оголовья; 2, 3 — бронзовые шпоры; 4 — конская узда (реконструкция); 5 — реконструкция повозки из погребения (Великобритания)

 

Украшениями и знаками статуса служили гривны или (по латыни) торквесы — витые или ложновитые полые ожерелья из бронзы или золота, незамкнутые, с утолщениями на концах. Другие украшения — браслеты, бусы и фибулы (застежки типа английской булавки, но с увеличенными и изогнутыми в орнаментальных целях деталями). Фибулы были бронзовые, железные и золотые, реже серебряные. Мода на фибулы была очень переменчива, так что для археологов фибулы служат хорошим датирующим материалом. За латенское время дужка у фибул понижалась (пригибалась к игле), а конструкция упрощалась.

 

j47-1

Торквес

911451_orig

Римско-кельтское бронзовое зеркало из Десборо, Британия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

fibule-la-tene

Фибулы. Слева указаны датировки в гг. до н.э.

 

 

Бронзовые сосуды импортные и свои, в том числе этрусские кувшины с клювовидным носиком и местные подражания им, а также известные ещё в гальштатской культуре ситулы (ведерки) и цисты (у этрусков сосуды-шкатулки для хранения ритуальных вещей на трех ножках в виде звериных лап и с крышкой).

 

schwarzenback-bowl

Чаша керамическая покрыта ажурной золотой сеткой. Шварценбах, IV в. до н.э. Берлинский музей.

 

 

211075809

Типичные предметы латенской культуры: 1, 2 — железные мечи; 3, 4 — фибулы; 5, 6 — глиняные сосуды; 7, 8, 9 — бронзовые браслеты; 10 — бронзовая шейная гривна; 11, 12 — золотые шейные гривны с пластически обработанными концами.

 

new-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орудия из железа – сошники и плужные лемехи, серпы косы, а также длинные проушные топоры, пружинные ножницы и проч.

Монеты и подражания им: переняв у греко-македонцев и римлян практику изготовления монет, кельты вначале делали грубые подражания, на которых вместо профиля царя и надписей были нанесены бессмысленные скопления выпуклостей, однако позже на монетах стали появляться реальные изображения кельтских вождей, а также их имена, записанные латиницей.

 

ukrasheniya

Латенская культура. Украшения и предметы туалета: 1 — бронзовая цепь с эмалевыми вставками; 2-4 — бронзовые фибулы; 5 — золотая фибула; 6-8 — бронзовые браслеты; 9-11 — гривны (торквесы) из бронзы и золота; 12— зеркало бронзовое с гравированным орнаментом на обороте; 13, 14— железные бритвы

 

 

 

Одежда хорошо реконструируется по изображениям, находкам и письменным источникам. Мужчины носили штаны и кожаные куртки, рубахи из полотна, плащи, а женщины – тоже плащи, а под ними платья и пояса, с которых свисали бронзовые цепи с подвесками.

Искусство латенской культуры характеризуется орнаментом с растительными, животными и геометрическими мотивами. Латенские изделия из металла нередко отделаны эмалью темно-красного цвета. Латенская скульптура, монументальная каменная и портативная металлическая, это изображения героев (в рост или бюстами), антропоморфных и антропозооморфных божеств, а также животных — реальных и фантастических.

 

stone_sculpture_of_celtic_hero

Скульптура кельтского героя.

 

Некоторое представление можно составить и о музыке кельтов-латенцев. Музыка сопровождала религиозные песнопения и помогала в бою. Первое  иллюстрирует статуэтка друида или барда, играющего на лире. Второе – изображения сатухов. У кельтов были огромные вертикальные медные трубы – сатухи, издававшие рев перед боем для устрашения врага.

Из предметов позднего латенского искусства наиболее известен котёл из Гундеструпа — огромный богато орнаментированный серебряный сосуд (около I в. до н. э.), найденный в 1891 г в разобранном на пластины виде в торфяном болоте около поселка Гундеструп в Дании.  Диаметр котла 69 см, высота 42 см. Изображения на котле носят вполне латенский облик и, похоже, иллюстрируют некое связное повествование, какой-то кельтский миф (возможно, о Кернунне – это рогатый бог сидит в центре, окруженный животными). А вот метод изготовления котла не характерен для кельтской Европы, но типичен для Фракии.

 

997493_600

Котел Гундеструп, серебр. 1 в. до н.э.

122CE2666b

Фрагмент котла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

truby-246x300

Вертикальная медная труба с раструбом в виде головы вепря. Использовалась для устрашения врагов.

provierochnaia-tiestovaia-rabota-po-mkhk-dlia-10-klassa-kul-tura-i-iskusstvo-drievnikh-kiel-tov-1_3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Религиозные представления создателей латенской культуры известны нам прежде всего из римских источников и по ирландским сагам, но используются «читаемые» по ним находки изображений и святилищ. Судя по этому материалу, у латенцев-кельтов был культ мёртвой головы (головами врагов украшались жилища, их водружали в святилищах и т. п.). Почиталось множество божеств Кернунн/Цернунн (рогатый бог плодородия, изобилия и подземного царства), Таранис (бог, аналогичный Юпитеру), Эпона (богиня лошадей) и др. А судя по обилию концентрических кругов в орнаментах, имелся и культ Солнца.

Периодизация латена  была в начале ХХ века предложена немецкими археологами О. Тишлером и П. Рейнеке и канонизирована французом Ж. Дешелетом. В основном она остаётся действенной до сих пор. По Дешелету, латен делится на 3 стадии.

Для первой – раннего латена, латена I или А – В (V – IV вв. до н. э.) характерны короткие заостренные мечи без перекрестья, с железными ножнами; золотые и серебряные торквесы (шейные гривны); шлемы бронзовые остроконечные италийского производства; фибулы с короткой ножкой и антропо- и зооморфными украшениями, часто серебряные; керамика главным образом лепная, частично — изготовленная на гончарном круге, со штампованным орнаментом; много импортных бронзовых сосудов из Греции и Италии; погребения в грунтовых могильниках.

Для 2-й  стадии — среднего латена, латена II или С (III – II вв. до н. э.) характерны длинные мечи с округлым концом и изогнутым перекрестьем; деревянные щиты с эллиптическим железным умбоном; стеклянные браслеты; железные ножницы. Появляются торквесы из бронзы и первые местные монеты. Фибулы как правило из бронзы и скромнее украшены. Керамика высококачественная (изготовлена на гончарном круге), в том числе чернолощёная. В отдельных районах встречаются захоронения в курганах; кроме трупоположения, укореняется обряд трупосожжения.

Для 3-й стадии – позднего латена, латена III или D1 и D2 (I в. до н. э. — I в. н. э.) характерны очень длинные мечи с округлым концом без перекрестья, кинжалы с антропоморфными рукоятками, щиты с эллиптическими и круглыми умбонами; железные шпоры, замки и ключи, бронзовые печати. Помимо исходного района латена клады, могильники, остатки селений, городов и укреплений латенской культуры оказываются и на большей части остальной территории Западной Европы. А в завоёванных Римом областях латенская культура постепенно исчезает, сменяясь провинциально-римской культурой, – кельтское население романизуется.

ЛСК

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015