Латéнская культура
Латéнская культура — археологическая культура железного века (V – I вв. до н. э.), распространённая по большей части Центральной и Западной Европы (Франция, Швейцария, Испания, Британия и Ирландия), на Балканах и в Малой Азии. Названа по селению Ла Тен (La Tène) близ Нёвшателя в Швейцарии.
Латенская культура является преемницей гальштатской культуры в западной части распространения гальштата. Плавный переход от гальштата к латену происходит в V веке до н. э. А к I веку н. э. латенская культура подавляется римской провинциальной культурой.
Судя по античным письменным источникам (главным образом римским), латенская культура — это прежде всего культура кельтских народностей: галлов, бриттов, гельветов, бельгов, вольков, бойев и других. На одной из латенских скульптур (из Буре) есть цветная антропологическапя деталь — синий глаз (по римским письменным источникам, кельты были синеглазыми блондинами).
Однако, с латенской культурой кельты продолжили свое распространение по Европе, начатое еще в эпоху гальштата, и освоили ряд территорий, где в эпоху гальштата их не было. А их влияние распространилось еще шире. Поэтому на окраинах этого ареала трудно разобрать, кто оставил памятники латенской культуры – кельты или соседние народы, кельтизированные или испытавшие сильное кельтское влияние. Поэтому носителями окраинных вариантов латенской кульутры выступают также соседние народы — иберы, лигурийцы, иллирийцы, фракийцы. Так, котел из Гундеструпа (найденный вне кельтского ареала – в Ютландии) сочетает в себе кельтские изобразительные мотивы с фракийской технологией изготовления.
Поселения латенской культуры в ранний период — это крепости, посёлки и зачатки городов (их обычно называют: оппидумы), а к концу эпохи многие из них стали настоящими городами — крупными центрами торговли и ремесла, например Бибракте (площадь 135 га) и Алезия (площадь 97 га) во Франции, Манхинг (380 га) в Германии, Градиште (140 га) и Завист (175 га) в Чехии. Крепость окружалась «галльской стеной», описанной Юлием Цезарем: деревянные клети (на Руси они позже назывались городницами) заполнялись землёй и камнем, а с внешней стороны обкладывались камнем или сырцовым кирпичом.
Ранние жилища латенской культуры — это небольшие прямоугольные наземные дома на цоколе из камня и со стенами из прутьев, обмазанных глиной под соломенной крышей, а также округлые землянки с такими же крышей и стенами. Поздние жилища имели двойные, утеплённые стены из камня насухо с забутовкой из мелких камней. Есть также свайные поселения и островные болотные городища (пол домов в них образован бревенчатыми клетями).
Могильники, как и в гальштате, есть курганные и бескурганные, но в отличие от гальштатской культуры в латенской преобладают бескурганные захоронения, а со временем курганов становилось всё меньше. Биритуальность выражалась в том, что, как и в гальштате, практиковались и кремация и ингумация. Кремация производилась на стороне, а прах помещали в урну. Доля кремаций постепенно возрастала. В качестве заупокойных приношений в могилу помещали части, а иногда целую тушу вепря или части туш других копытных.
В раннем и среднем латене продолжается традиция погребений знати на колесницах. Теперь это двухколесные боевые колесницы. Вокруг могилы знатного покойника прокапывали кольцевой или четырехугольный ров. Новация в латенском обряде – то, что вещи, положенные в могилы, часто преднамеренно портили — гнули, ломали, разбивали. Видимо, таким образом их «убивали», чтобы они последовали за своим владельцем в мир иной.
Керамика латенской культуры, в отличие от гальштатской, сделана в основном на гончарном круге. Это высокие сосуды с блестящей серебристой поверхностью – чернолощеные (черные – от добавки графита в глину), также красного цвета сосуды, заполированные внутри, с широким горлом и гребенчатым орнаментом или изображениями животных и людей. В конце латена появляются тонкостенные сосуды черного или серого цвета с геометрической или сюжетной росписью белой и красной красками, нанесенной по зонам.
Хозяйство имело в основе плужное земледелие. Культивировались пшеница, рожь, ячмень, просо, конопля, лен и овес, который как раз в латенское время и был введен в Западной и Центральной Европе. Животноводство было придомным – разводили крупный рогатый скот, овец, лошадей и свиней, а для корма косили траву.
Металл: оружие, орудия, конское снаряжение, посуда и украшения.
Оружие делалось из железа, причем клинок – из мягкого железа: в погребениях находят их свёрнутыми для порчи в восьмёрку и даже в спираль. Латенские мечи длиннее гальштатских и со временем из колющих (близких по функции к кинжалам) становятся режущими, то есть рубящими. На железный черешок крепилась рукоять из дерева или кости. У кинжалов рукоять в виде человечка с поднятыми руками и расставленными ногами. Наконечники копий тоже удлинились – до полуметра (чтобы предотвратить перерубание древка). Боевые топоры различны: как проушные (в том числе топоры-чеканы) и топоры-кельты.
Латенские шлемы вначале копировали греческие и римские – с высоким шишаком и назатыльником, но затем приобрели полушарную (полусферическую) форму с полыми рогами. Рога, очевидно, имели функцию магическую – уподобляли воина рогатому богу Кернунну, Великому Отцу, богу подземного царства. Щиты были круглыми из дерева, но в центре находился металлический умбон (накладной выпуклый щиток для защиты рукояти, за которую воин с другой стороны держал щит).
Конское снаряжение подобно гальштатскому – было приспособлено к повозкам (упряжь) и верховой езде (узда с псалиями). Новациями были железные подковы и шпоры.
Украшениями и знаками статуса служили гривны или (по латыни) торквесы — витые или ложновитые полые ожерелья из бронзы или золота, незамкнутые, с утолщениями на концах. Другие украшения — браслеты, бусы и фибулы (застежки типа английской булавки, но с увеличенными и изогнутыми в орнаментальных целях деталями). Фибулы были бронзовые, железные и золотые, реже серебряные. Мода на фибулы была очень переменчива, так что для археологов фибулы служат хорошим датирующим материалом. За латенское время дужка у фибул понижалась (пригибалась к игле), а конструкция упрощалась.
Бронзовые сосуды импортные и свои, в том числе этрусские кувшины с клювовидным носиком и местные подражания им, а также известные ещё в гальштатской культуре ситулы (ведерки) и цисты (у этрусков сосуды-шкатулки для хранения ритуальных вещей на трех ножках в виде звериных лап и с крышкой).
Орудия из железа – сошники и плужные лемехи, серпы косы, а также длинные проушные топоры, пружинные ножницы и проч.
Монеты и подражания им: переняв у греко-македонцев и римлян практику изготовления монет, кельты вначале делали грубые подражания, на которых вместо профиля царя и надписей были нанесены бессмысленные скопления выпуклостей, однако позже на монетах стали появляться реальные изображения кельтских вождей, а также их имена, записанные латиницей.
Одежда хорошо реконструируется по изображениям, находкам и письменным источникам. Мужчины носили штаны и кожаные куртки, рубахи из полотна, плащи, а женщины – тоже плащи, а под ними платья и пояса, с которых свисали бронзовые цепи с подвесками.
Искусство латенской культуры характеризуется орнаментом с растительными, животными и геометрическими мотивами. Латенские изделия из металла нередко отделаны эмалью темно-красного цвета. Латенская скульптура, монументальная каменная и портативная металлическая, это изображения героев (в рост или бюстами), антропоморфных и антропозооморфных божеств, а также животных — реальных и фантастических.
Некоторое представление можно составить и о музыке кельтов-латенцев. Музыка сопровождала религиозные песнопения и помогала в бою. Первое иллюстрирует статуэтка друида или барда, играющего на лире. Второе – изображения сатухов. У кельтов были огромные вертикальные медные трубы – сатухи, издававшие рев перед боем для устрашения врага.
Из предметов позднего латенского искусства наиболее известен котёл из Гундеструпа — огромный богато орнаментированный серебряный сосуд (около I в. до н. э.), найденный в 1891 г в разобранном на пластины виде в торфяном болоте около поселка Гундеструп в Дании. Диаметр котла 69 см, высота 42 см. Изображения на котле носят вполне латенский облик и, похоже, иллюстрируют некое связное повествование, какой-то кельтский миф (возможно, о Кернунне – это рогатый бог сидит в центре, окруженный животными). А вот метод изготовления котла не характерен для кельтской Европы, но типичен для Фракии.
Религиозные представления создателей латенской культуры известны нам прежде всего из римских источников и по ирландским сагам, но используются «читаемые» по ним находки изображений и святилищ. Судя по этому материалу, у латенцев-кельтов был культ мёртвой головы (головами врагов украшались жилища, их водружали в святилищах и т. п.). Почиталось множество божеств Кернунн/Цернунн (рогатый бог плодородия, изобилия и подземного царства), Таранис (бог, аналогичный Юпитеру), Эпона (богиня лошадей) и др. А судя по обилию концентрических кругов в орнаментах, имелся и культ Солнца.
Периодизация латена была в начале ХХ века предложена немецкими археологами О. Тишлером и П. Рейнеке и канонизирована французом Ж. Дешелетом. В основном она остаётся действенной до сих пор. По Дешелету, латен делится на 3 стадии.
Для первой – раннего латена, латена I или А – В (V – IV вв. до н. э.) характерны короткие заостренные мечи без перекрестья, с железными ножнами; золотые и серебряные торквесы (шейные гривны); шлемы бронзовые остроконечные италийского производства; фибулы с короткой ножкой и антропо- и зооморфными украшениями, часто серебряные; керамика главным образом лепная, частично — изготовленная на гончарном круге, со штампованным орнаментом; много импортных бронзовых сосудов из Греции и Италии; погребения в грунтовых могильниках.
Для 2-й стадии — среднего латена, латена II или С (III – II вв. до н. э.) характерны длинные мечи с округлым концом и изогнутым перекрестьем; деревянные щиты с эллиптическим железным умбоном; стеклянные браслеты; железные ножницы. Появляются торквесы из бронзы и первые местные монеты. Фибулы как правило из бронзы и скромнее украшены. Керамика высококачественная (изготовлена на гончарном круге), в том числе чернолощёная. В отдельных районах встречаются захоронения в курганах; кроме трупоположения, укореняется обряд трупосожжения.
Для 3-й стадии – позднего латена, латена III или D1 и D2 (I в. до н. э. — I в. н. э.) характерны очень длинные мечи с округлым концом без перекрестья, кинжалы с антропоморфными рукоятками, щиты с эллиптическими и круглыми умбонами; железные шпоры, замки и ключи, бронзовые печати. Помимо исходного района латена клады, могильники, остатки селений, городов и укреплений латенской культуры оказываются и на большей части остальной территории Западной Европы. А в завоёванных Римом областях латенская культура постепенно исчезает, сменяясь провинциально-римской культурой, – кельтское население романизуется.
ЛСК