Доска объявлений

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» (V Герасимовские чтения)

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН

КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. В.П. АЛЕКСЕЕВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ им. К.А. ТИМИРЯЗЕВА

Международная научная конференция

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»

(V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

Москва

13–15 ноября 2017 г.

 

Информационное письмо №2

 

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова (1907–1970).

Конференции, посвященные автору метода пластической портретной реконструкции – выдающемуся антропологу и археологу, мы проводим каждые пять лет совместно с различными организациями, с которыми в той или иной степени была связана его жизнь и научная деятельность – Государственным Дарвиновским музеем, Государственным Биологическим музеем им. К.А.Тимирязева (Москва), Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Институтом истории материальной культуры (Санкт–Петербург), Иркутским государственным университетом.

V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, которые в 2017 г. пройдут в Государственном Биологическом музее им. К.А.Тимирязева, предполагают следующие направления работы:

  1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
  2. Палеогеография и археология эпохи камня – от анализа к синтезу;
  3. Палеоантропология Евразии – факты и интерпретации;
  4. Пластическая реконструкция лица по черепу – традиции и инновации.

 

Прием заявок на конференцию продлен до 15 июня 2017 г.

Заявка должна содержать название доклада, ФИО автора (-ов) полностью, название учреждения, ученую степень/звание, контактные данные.

 

Заявки просим присылать по адресу gerasimovskie-2017@yandex.ru

 

C уважением, Оргкомитет

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Латéнская культура

Латéнская культура

Латéнская культура — археологическая культура железного века (V – I вв. до н. э.), распространённая по большей части Центральной и Западной Европы (Франция, Швейцария, Испания, Британия и Ирландия), на Балканах и в Малой Азии. Названа по селению Ла Тен (La Tène) близ Нёвшателя в Швейцарии.

Латенская культура является преемницей гальштатской культуры в западной части распространения гальштата. Плавный переход от гальштата к латену происходит в V веке до н. э. А к I веку н. э. латенская культура подавляется римской провинциальной культурой.

 

karta

Латенская культурно-историческая общность и зона ее влияния: а — первоначальная территория, занятая кельтскими племенами, б — территория распространения латенской культуры, в — направление кельтских походов, г — поселения, д — погребения, е — святилища, ж — греческие колонии; 1 — Хансбери, 2 — Гластонбери, 3 — Сомм-Бионн, 4 — Але¬зия, 5 — Бибракте, 6 — Аварик, 7 — Селль, 8 — Рокепертус, 9 — Антремон, 10 — Латен, 11 — Кобенер Вальд, 12— Стратонице, 13— Либеницы (Колин), 14— Массалия, 15— Эмпорий

 

Судя по античным письменным источникам (главным образом римским), латенская культура — это прежде всего культура кельтских народностей: галлов, бриттов, гельветов, бельгов, вольков, бойев и других. На одной из латенских скульптур (из Буре) есть цветная антропологическапя деталь — синий глаз (по римским письменным источникам, кельты были синеглазыми блондинами).

geroy-bure

Бронзовая статуэтка бога или героя из Буре в парижской области.Государственный музей древностей, Сен Жерменан Лэ. Дальи Орти.

 

Однако, с латенской культурой  кельты продолжили свое распространение по Европе, начатое еще в эпоху гальштата, и освоили ряд территорий, где в эпоху гальштата их не было. А их  влияние распространилось еще шире. Поэтому на окраинах этого ареала трудно разобрать, кто оставил памятники латенской культуры – кельты или соседние народы, кельтизированные или испытавшие сильное кельтское влияние. Поэтому   носителями окраинных вариантов латенской кульутры выступают также соседние народы —  иберы, лигурийцы, иллирийцы, фракийцы. Так, котел из Гундеструпа (найденный вне кельтского ареала – в Ютландии) сочетает в себе кельтские изобразительные мотивы с фракийской технологией изготовления.

Поселения латенской культуры  в ранний период — это крепости, посёлки и зачатки городов (их обычно называют: оппидумы), а к концу эпохи многие из них стали настоящими городами — крупными центрами торговли и ремесла, например Бибракте (площадь 135 га) и Алезия (площадь 97 га) во Франции, Манхинг (380 га) в Германии, Градиште (140 га) и Завист (175 га) в Чехии. Крепость окружалась «галльской стеной», описанной Юлием Цезарем: деревянные клети (на Руси они позже назывались городницами) заполнялись землёй и камнем, а с внешней стороны обкладывались камнем или сырцовым кирпичом.

Ранние жилища латенской культуры — это небольшие прямоугольные наземные дома на цоколе из камня и со стенами из прутьев, обмазанных глиной под соломенной крышей, а также округлые землянки с такими же крышей и стенами. Поздние жилища имели двойные, утеплённые стены из камня насухо с забутовкой из мелких камней. Есть также свайные поселения и островные болотные городища (пол домов в них образован бревенчатыми клетями).

 

ranniy-zheleznyiy-vek-8

Латенская культура. Фортификация (реконструкция): 1 — фрагмент оборонительной стены и ворот городища Манхинг (Германия); 2 — латенская оборонительная («галльская») стена в разрезе.

 

Могильники, как и в гальштате, есть курганные и бескурганные, но в отличие от гальштатской культуры в латенской преобладают бескурганные захоронения, а со временем курганов становилось всё меньше. Биритуальность выражалась в том, что, как и в гальштате, практиковались и кремация и ингумация. Кремация производилась на стороне, а прах помещали в урну. Доля кремаций постепенно возрастала. В качестве  заупокойных приношений в могилу помещали части, а иногда целую тушу вепря или части туш других копытных.

В раннем и среднем латене продолжается традиция погребений знати на колесницах. Теперь это двухколесные боевые колесницы. Вокруг могилы знатного покойника прокапывали кольцевой или четырехугольный ров. Новация в латенском обряде – то, что вещи, положенные в могилы, часто преднамеренно портили — гнули, ломали, разбивали. Видимо, таким образом их «убивали», чтобы они последовали за своим владельцем в мир иной.

Керамика латенской культуры, в отличие от гальштатской, сделана в основном на гончарном круге. Это высокие сосуды с блестящей серебристой поверхностью – чернолощеные (черные – от добавки графита в глину), также красного цвета сосуды, заполированные внутри,  с широким горлом и гребенчатым орнаментом или изображениями животных и людей. В конце латена появляются тонкостенные сосуды черного или серого цвета с геометрической или сюжетной росписью белой и красной красками, нанесенной по зонам.

 

laten-7

Латенские керамические сосуды.

 

Хозяйство имело в основе плужное земледелие. Культивировались пшеница, рожь, ячмень, просо, конопля, лен и овес, который как раз в латенское время и был введен в Западной и Центральной Европе. Животноводство было придомным – разводили крупный рогатый скот, овец, лошадей и свиней, а для корма косили траву.

Металл: оружие, орудия, конское снаряжение, посуда и украшения.

Оружие делалось из железа, причем клинок – из мягкого железа: в погребениях находят их свёрнутыми для порчи в восьмёрку и даже в спираль. Латенские мечи длиннее гальштатских и со временем из колющих (близких по функции к кинжалам) становятся режущими, то есть рубящими. На железный черешок крепилась рукоять из дерева или кости. У кинжалов рукоять в виде человечка с поднятыми руками и расставленными ногами. Наконечники копий тоже удлинились – до полуметра (чтобы предотвратить перерубание древка). Боевые топоры различны: как проушные (в том числе топоры-чеканы) и топоры-кельты.

Латенские шлемы вначале копировали греческие и римские – с высоким шишаком и назатыльником, но затем приобрели полушарную (полусферическую) форму с полыми рогами. Рога, очевидно, имели функцию магическую – уподобляли воина рогатому богу Кернунну, Великому Отцу, богу подземного царства. Щиты были круглыми из дерева, но в центре находился металлический умбон (накладной выпуклый щиток для защиты рукояти, за которую воин с другой стороны держал щит).

 

vek-9

Латенская культура. Вооружение и орудия труда: 1- 3 — железные мечи; 4 — железный кинжал с антропоморфным навершием; 5 — бронзовые орнаментированные ножны; 6 — железный наконечник копья; 7 — изображение кельтского воина со щитом (римская статуя); 8 — бронзовый шлем с эмалевыми инкрустациями; 9-11 — железные сердцевины щитов (умбоны); 12 — железный нож; 13 — пружинные железные ножницы; 14 — железный сошник; 15 — железный лемех; 16 — железная коса

 

997664_600

Латенский рогатый шлем,Ватерлоо, найден в Темзе, 159 – 50 гг. до н.э. Британский музей.

photoliste_20090622105624_france_casque_celte_dapp_600_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конское снаряжение  подобно гальштатскому – было приспособлено к повозкам (упряжь) и верховой езде (узда с псалиями). Новациями были железные подковы и шпоры.

 

loshad

Латенская культура. Конское снаряжение и колесница: 1 — бронзовые удила с кольцами для крепления ремней оголовья; 2, 3 — бронзовые шпоры; 4 — конская узда (реконструкция); 5 — реконструкция повозки из погребения (Великобритания)

 

Украшениями и знаками статуса служили гривны или (по латыни) торквесы — витые или ложновитые полые ожерелья из бронзы или золота, незамкнутые, с утолщениями на концах. Другие украшения — браслеты, бусы и фибулы (застежки типа английской булавки, но с увеличенными и изогнутыми в орнаментальных целях деталями). Фибулы были бронзовые, железные и золотые, реже серебряные. Мода на фибулы была очень переменчива, так что для археологов фибулы служат хорошим датирующим материалом. За латенское время дужка у фибул понижалась (пригибалась к игле), а конструкция упрощалась.

 

j47-1

Торквес

911451_orig

Римско-кельтское бронзовое зеркало из Десборо, Британия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

fibule-la-tene

Фибулы. Слева указаны датировки в гг. до н.э.

 

 

Бронзовые сосуды импортные и свои, в том числе этрусские кувшины с клювовидным носиком и местные подражания им, а также известные ещё в гальштатской культуре ситулы (ведерки) и цисты (у этрусков сосуды-шкатулки для хранения ритуальных вещей на трех ножках в виде звериных лап и с крышкой).

 

schwarzenback-bowl

Чаша керамическая покрыта ажурной золотой сеткой. Шварценбах, IV в. до н.э. Берлинский музей.

 

 

211075809

Типичные предметы латенской культуры: 1, 2 — железные мечи; 3, 4 — фибулы; 5, 6 — глиняные сосуды; 7, 8, 9 — бронзовые браслеты; 10 — бронзовая шейная гривна; 11, 12 — золотые шейные гривны с пластически обработанными концами.

 

new-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орудия из железа – сошники и плужные лемехи, серпы косы, а также длинные проушные топоры, пружинные ножницы и проч.

Монеты и подражания им: переняв у греко-македонцев и римлян практику изготовления монет, кельты вначале делали грубые подражания, на которых вместо профиля царя и надписей были нанесены бессмысленные скопления выпуклостей, однако позже на монетах стали появляться реальные изображения кельтских вождей, а также их имена, записанные латиницей.

 

ukrasheniya

Латенская культура. Украшения и предметы туалета: 1 — бронзовая цепь с эмалевыми вставками; 2-4 — бронзовые фибулы; 5 — золотая фибула; 6-8 — бронзовые браслеты; 9-11 — гривны (торквесы) из бронзы и золота; 12— зеркало бронзовое с гравированным орнаментом на обороте; 13, 14— железные бритвы

 

 

 

Одежда хорошо реконструируется по изображениям, находкам и письменным источникам. Мужчины носили штаны и кожаные куртки, рубахи из полотна, плащи, а женщины – тоже плащи, а под ними платья и пояса, с которых свисали бронзовые цепи с подвесками.

Искусство латенской культуры характеризуется орнаментом с растительными, животными и геометрическими мотивами. Латенские изделия из металла нередко отделаны эмалью темно-красного цвета. Латенская скульптура, монументальная каменная и портативная металлическая, это изображения героев (в рост или бюстами), антропоморфных и антропозооморфных божеств, а также животных — реальных и фантастических.

 

stone_sculpture_of_celtic_hero

Скульптура кельтского героя.

 

Некоторое представление можно составить и о музыке кельтов-латенцев. Музыка сопровождала религиозные песнопения и помогала в бою. Первое  иллюстрирует статуэтка друида или барда, играющего на лире. Второе – изображения сатухов. У кельтов были огромные вертикальные медные трубы – сатухи, издававшие рев перед боем для устрашения врага.

Из предметов позднего латенского искусства наиболее известен котёл из Гундеструпа — огромный богато орнаментированный серебряный сосуд (около I в. до н. э.), найденный в 1891 г в разобранном на пластины виде в торфяном болоте около поселка Гундеструп в Дании.  Диаметр котла 69 см, высота 42 см. Изображения на котле носят вполне латенский облик и, похоже, иллюстрируют некое связное повествование, какой-то кельтский миф (возможно, о Кернунне – это рогатый бог сидит в центре, окруженный животными). А вот метод изготовления котла не характерен для кельтской Европы, но типичен для Фракии.

 

997493_600

Котел Гундеструп, серебр. 1 в. до н.э.

122CE2666b

Фрагмент котла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

truby-246x300

Вертикальная медная труба с раструбом в виде головы вепря. Использовалась для устрашения врагов.

provierochnaia-tiestovaia-rabota-po-mkhk-dlia-10-klassa-kul-tura-i-iskusstvo-drievnikh-kiel-tov-1_3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Религиозные представления создателей латенской культуры известны нам прежде всего из римских источников и по ирландским сагам, но используются «читаемые» по ним находки изображений и святилищ. Судя по этому материалу, у латенцев-кельтов был культ мёртвой головы (головами врагов украшались жилища, их водружали в святилищах и т. п.). Почиталось множество божеств Кернунн/Цернунн (рогатый бог плодородия, изобилия и подземного царства), Таранис (бог, аналогичный Юпитеру), Эпона (богиня лошадей) и др. А судя по обилию концентрических кругов в орнаментах, имелся и культ Солнца.

Периодизация латена  была в начале ХХ века предложена немецкими археологами О. Тишлером и П. Рейнеке и канонизирована французом Ж. Дешелетом. В основном она остаётся действенной до сих пор. По Дешелету, латен делится на 3 стадии.

Для первой – раннего латена, латена I или А – В (V – IV вв. до н. э.) характерны короткие заостренные мечи без перекрестья, с железными ножнами; золотые и серебряные торквесы (шейные гривны); шлемы бронзовые остроконечные италийского производства; фибулы с короткой ножкой и антропо- и зооморфными украшениями, часто серебряные; керамика главным образом лепная, частично — изготовленная на гончарном круге, со штампованным орнаментом; много импортных бронзовых сосудов из Греции и Италии; погребения в грунтовых могильниках.

Для 2-й  стадии — среднего латена, латена II или С (III – II вв. до н. э.) характерны длинные мечи с округлым концом и изогнутым перекрестьем; деревянные щиты с эллиптическим железным умбоном; стеклянные браслеты; железные ножницы. Появляются торквесы из бронзы и первые местные монеты. Фибулы как правило из бронзы и скромнее украшены. Керамика высококачественная (изготовлена на гончарном круге), в том числе чернолощёная. В отдельных районах встречаются захоронения в курганах; кроме трупоположения, укореняется обряд трупосожжения.

Для 3-й стадии – позднего латена, латена III или D1 и D2 (I в. до н. э. — I в. н. э.) характерны очень длинные мечи с округлым концом без перекрестья, кинжалы с антропоморфными рукоятками, щиты с эллиптическими и круглыми умбонами; железные шпоры, замки и ключи, бронзовые печати. Помимо исходного района латена клады, могильники, остатки селений, городов и укреплений латенской культуры оказываются и на большей части остальной территории Западной Европы. А в завоёванных Римом областях латенская культура постепенно исчезает, сменяясь провинциально-римской культурой, – кельтское население романизуется.

ЛСК

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015