Доска объявлений

VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

  • VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

Сроки и место проведения: 3-4 декабря 2018 г., Санкт-Петербург

Срок подачи заявок: до 30 сентября 2018 года

В рамках предстоящего форума предполагается обсудить широкий спектр вопросов, связанных с процессами социокультурной метисации населения Нового Света в прошлом и настоящем:

- Процессы формирования новых культур на основе взаимодействия местного, европейского и африканского компонентов;

- Расовая и этническая стратификация общества в колониальную эпоху;

- Социальная и пространственная мобильность;

- Социальный статус и его внешние проявления;

- Другие вопросы, имеющие отношение к основной теме симпозиума.

К участию в работе симпозиума приглашаются специалисты-антропологи, этнографы, археологи, историки, независимые исследователи. Рабочие языки: русский, английский, испанский. По итогам симпозиума планируется издание сборника статей участников.

Заявки на участие и резюме (не более 200 слов) направлять на электронный адрес оргкомитета: america-anthropology@mail.ru до 30 сентября 2018 г. по форме:

1). Ф.И.О.:

2). Ученая степень, место работы и должность:

3). Область научных интересов:

4). E-mail, телефон:

5). Название доклада (на рус. и англ. яз.):

6). Резюме (до 200 слов):

7). Summary (max 200 words):

8). Использование мультимедиа:

Контактная информация:

Кондакова Ольга Владимировна (МАЭ РАН)

Тел: 8(905)233-40-56

E-mail: sov@kunstkamera.ru

Объявлен прием в в магистратуру по специальности «Этническая история» в Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского университета

Уважаемые коллеги!

 

Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) Федерального университета в сотрудничестве с Институтом археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан объявляет о наборе в 2018-2019 учебном году (обучение с сентября 2018 г.) в магистратуру по специальности «Этническая история». Мы ожидаем поступления в нашу магистратуру прежде всего студентов, получивших базовое образование по специальностям «история», «археология», «этнология и антропология», «сравнительно-историческое языкознание», однако по результатам собеседования могут быть приняты студенты, получившие образование в специалитете или бакалавриате и по другим гуманитарным направлениям: главным критерием отбора является наличие интереса к научной работе в области предыстории, древней и средневековой этнической истории. При этом, хотя основным направлением наших исследований является история Поволжья, Урала и Восточной Европы в целом, история тюркских и финно-угорских народов, магистрант вправе предложить тему, связанную с другими регионами Евразии, с историей народов индоевропейской, севернокавказской и др. языковых семей, расширение тематики и географии только приветствуется. Для поступления значимо наличие опубликованных научных работ по выбранному направлению, однако это условие не является обязательным.

В рамках подготовки в магистратуре читаются курсы методологии этноисторических исследований, основ археологии, сравнительно-исторического языкознания, ономастики, уралистики, тюркологии, истории народов Волго-Уральского региона. Занятия ведут квалифицированные специалисты, среди которых доктора наук, члены Российской Академии наук и Академии наук Республики Татарстан. В Институте международных отношений, истории и востоковедения имеется возможность слушать спецкурсы по широкому спектру гуманитарных дисциплин, изучать иностранные языки, в том числе – китайский, корейский, турецкий, арабский и др.

Обучение в магистратуре двухгодичное, итогом его должна стать выпускная квалификационная работа (диссертация). В случае успешной исследовательской работы возможно продолжение образования в аспирантуре Казанского Федерального университета или Института Археологии АН РТ. Магистрантом может быть как гражданин России, так и иностранец, обучение в магистратуре, если оно осуществляется впервые, бесплатное; если студент уже имеет одно магистерское образование возможно поступление в платную магистратуру с гибкой системой оплаты обучения. Студентам предоставляется благоустроенное общежитие, выплачивается стипендия. К(П)ФУ предоставляет все условия как для получения полноценного образования (библиотеки, музеи, архивы), так и для участия в общественной студенческой жизни. Казань является одним из старейших в России культурных и образовательных центров, динамично развивающимся современным городом с широкими возможностями для работы, профессионального роста и отдыха.

Дополнительную информацию и контакты для справок и предоставления документов см. на сайте Института международных отношений, истории и востоковедения К(П)ФУ (https://kpfu.ru/imoiv), вопросы по поводу поступления можно присылать и мне по адресу vovia@udm.ru

 

Надеюсь на успешное сотрудничество.

 

Напольских Владимир Владимирович,

д. и. н., проф., член-корреспондент РАН

Письмо о магистратуре 2018

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Лендьел культура

Лендьел культура

Лендьел культура (венг. Lengyel) — центральноевропейская (среднедунайская) археологическая культура позднего неолита и энеолита (4900—3400 гг. до н. э. по калиброванной радиоуглеродной хронологии). Занимает территорию нынешних западной Венгрии и Западной Словакии, Восточной Чехии и   Восточной Австрии, заходя в Словению, Южную Польшу и Закарпатье (в Чехии именуется культурой моравской расписной керамики). Названа по поселению и могильнику Лендьел, которые раскопал к 80-м годам XIX века венгерский археолог М. Вошинский (M. Wosinski), а сделал эпонимным памятником культуры (то есть назвал по нему культуру) австрийский археолог Освальд Менгин в 20-х гг. ХХ века.

То есть там, где в раннем неолите были распространены старчево-кришская культура и южные проявления линейно-ленточной, а в среднем неолите размещались группы Желиз (Железовце) и Бичке, появилась новая культура, синхронная с тисской на востоке и Винча-Плочник на юге, но отличная от них. Особое внимание к ней привлек В. А. Сафронов, объявив ее вместе с культурой воронковидных кубков последней фазой формирования праиндоевропейского пранарода, перед его разделением, причем ей принадлежит первенство: культура воронковидных кубков оказывается ее производной.

 

1439896325944kulturaertebelleoranzhevayavcentrezelenayakulturavronkovidnyhkubkovvverhuposeredine

Культура Лендьель на карте (оранжевым цветом).

 

new-1

Культура Лендьель; двойная штриховка — основной ареал, ок. 5000-4500 гг. до н.э.; прямая штриховка — распространение на север и на запад после середины V тыс. до н.э.; косая штриховка — распространение культуры тиса по терри¬тории Южной Польши, тисапольгарский период, конец V тыс. до н. э. (по М.Гимбутас)

 

new-3

Глиняная модель дома или святилища культуры лендель; судя по ней, стены были из прямостоя¬ щих бревен, промежутки между ними заполнены переплетенными прутьями и покрыты слоем глины. Конек двускатной кровли, покоящейся на 5 центральных и боковых массивных балках, ук¬рашен изображением головы какого-то животного. Поселение Стржелице в окрестностях г. Зноймо, Моравия. Там же были найдены и статуэтки животных. Начало V тыс. до н. э. (по М.Гимбутас)

Поселения этой культуры расположены на возвышенностях, но нигде (в отличие от тисских) не образуют теллей. Они велики (занимают до 20 га) и укреплены рвами, палисадами и валами – с этой культурой (а еще раньше с группой Бичке) в Подунавье пресеклось мирное существование. Военные столкновения стали обыденными (это отражается и в могильниках – мужчин теперь хоронят вооруженными).

Дома нескольких типов. Один – «длинный дом» столбовой конструкции напоминает дома культуры линейно-ленточной керамики. Крыша двускатная, коньковая, вход с южного торца. В Польше длинные дома непременно трапецевидные в плане. Второй тип – полуземлянка, тоже со столбами. Третий – дом с апсидой (полукруглым торцом), как далеко на юге, в Греции (культура Рахмани). Коньковая конструкция крыши подтверждалась моделькой дома из Стжелице, но в Асоде найдена и моделька с плоской крышей.

 

Могильники лендельской культуры чрезвычайно тесно связаны с поселениями – на стыках могилы оказывались в заброшенных жилищах, а жилища налезали на старые могилы. Костяки скорченные на правом или левом боку, но лицом непременно на юг — там предполагалась страна мертвых. В Польше мужчины лежат на правом боку, женщины на левом. Мужские скелеты часто оказываются без черепов. Сопроводительные сосуды нередко находят перевернутыми. В мужских погребениях – оружие (каменные боевые топоры), пластины из клыков кабана, в женских – бусы и браслеты. Попадаются и трупосожжения, причем сжигали покойников в одежде с украшениями.

new-2

Расписная керамика классического периода лендель, ок. 4900—4600 гг. до н.э.: крышки, округленные или бикониче-ские горшки, чаши на ножках («фруктовницы») и сосуд с длинным цилиндрическим гор¬лом. Роспись яркого кирпич-но-красного цвета (краситель — гематит) на сером фоне. Вся утварь — часть погребального инвентаря из захоронений ря¬дом с домами в поселении Зен-гёварконь, провинция Баранья, район г. Печ, Западная Венг¬рия. (по М.Гимбутас)

Керамика двух сортов. Во-первых, хозяйственная – грубая толстостенная, с неровным обжигом, сосуды (миски, чаши, биконические горшки) на высоких поддонах, большие шишечки налеплены на ребрах и вокруг устья. Чаши на высоких поддонах археологи прозвали «фруктовницами»  «вазами для фруктов». Во-вторых, столовая посуда – из тонкоотмученной глины, заглаженная и хорошо обожженная. Сосуды биконические, острореберные, на ребре и в других местах – шишечки.

 

Оба сорта посуды украшаются врезным орнаментом и росписью после обжига. Врезной орнамент – линиями, образующими ленты, из которых составлены спирали, меандры и проч. По керамической росписи культуру делят на стадии. Ранняя роспись преимущественно красная, хотя есть и белые и желтые узоры. Вторая стадия – белая роспись. На третьей стадии роспись вообще исчезает.

moravian_painted_pottery

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

mmk-ht7

Рисунок лендьерской керамики.

 

Все узоры тектоничны – подлаживаются к структуре сосуда и делят его поверхность на вертикальные площадки, квадранты и т. п. Есть сосуды на подставке в виде человеческой ноги. На одной ноге расположена и модель святилища с птичьей головой на кровле.

Из глины делались также лампы (квадратные плиты с углублением внутри и проколами по углам для подвешивания), грузики для ткацкого стана и грузила для сетей, возможно также алтарики на трех или четырех ножках.

Каменные артефакты. Кремень и реже обсидиан используются для скребков и ножей, но кремневых наконечников стрел и копий нет. Поскольку и сведения о костяных наконечниках сомнительны, можно предположить, что носители лендьельской культуры пользовались на охоте и в дальнем бою пращей (лук и праща функционально взаимозаменимы).

Кроме плоских шлифованных топоров впервые для Подунавья появляются шлифованные сверленые топоры – с проухом. Они тщательно отделаны и явно нерабочие. Это оружие, причем ударным концом был обух. Здесь, как и в раннем Триполье (Карбунский клад, где есть и медный топор с проухом), каменные проушные топоры, как предполагает В. С. Титов, появились под влиянием медных.

Бусы изготовлялись из средиземноморских раковин Ostrea и, по-видимому, были привозными.

Меди в культуре лендель много, преимущественно в украшениях (бусы, браслеты). Она впервые появляется в таком количестве в Подунавье и остается привозной. Орудия крайне редки (шило).

Хозяйство. Лендельцы занимались земледелием (есть следы возделывания двурядного ячменя и пшеницы-спельты. Это вид пшеницы почти не встречается в предшествующие периоды неолита Венгрии – тогда сеяли преимущественно эммер и однозернянку, как и на Балканах.

В отличие от культуры линейно-ленточной керамики здесь животноводство поставляло мясную пищу на равных с охотой (примерно равное количество костей домашних и диких животных обнаруживается на поселениях). Охотились на зубра, благородного оленя, кабана и косулю. Охотились на быков (огромного размера), возможно, и с ловушками для пополнения стада (полагает Титов). В домашнем стаде решительно преобладал крупный рогатый скот (75 – 85% всего стада), на втором месте – свиньи (12 – 18%). Козы и овцы вместе не превышают 1 – 2%.

Возможно, в будущем придется произвести некоторые исправления радиоуглеродных датировок с учетом резервуарного эффекта (потребление в пищу водных животных): лендьельцы отличаются очень большим потреблением рыб, моллюсков и черепах.

Пластика. Стеатопигические статуэтки изображают одетых женщин, на них передники и широкие пояса, на голове – волосы, спускающиеся на спину. Нос сделан защипом, брови показаны сросшимися, глаза круглые со зрачком посредине. Руки обычно не показаны.

i010-001-267973768

Фрагмент статуэтки.

02_clip_image022

«Владычица Ше», статуэтка из Ваш Сомбатхей, 24 см (из книги М. Гимбутас «Цивилизация Великой Богини»).

381_17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На сосуде из Зенгёварконя было укреплено изображение матери с ребенком («Мадонна из Зенёварконя»), на руке матери показаны пять пальцев. Из Ше происходит фигурка женщины, держащей над головой сосуд.

Зооморфные фигурки обычно являются деталями ручек сосудов и крышек.

Происхождение и этногенез. С самого начала изучения лендьельской культуры основные исследователи (О. Менгин, В. А. Йенни, Г. Чайлд, Я. Домбаи, В. С. Титов) предположили ее анатолийское происхождение. Йенни мотивировал это сходством керамической росписи, чаш на поддонах, антропоморфных фигурок, медных изделий. Домбаи упирал на улиткообразные спирали и меандры, радиальное членение орнаментальных полей.

Совершенно неожиданно В. А. Сафронов выдвинул идею происхождения лендела и предлендьельских групп (Лужанки, Сопот, Бичке, Желиз) непосредственно от культуры Винча. Он сопоставляет формы сосудов и находит, что Винча имеет много аналогий в этих культурах «предлендьельского горизонта», а те – в Лендьеле. Он сравнивает и формы Винчи с 7 формами классического Лендьела и находит сходство. Еще больше сходства он обнаруживает в антропоморфной пластике. Он трактует это как несомненное доказательство происхождения лендьельцев из населения культуры Винчи, причем с преемственностью языковой – те и другие знаменуют вехи становления индоевропейского пранарода.

Но, во-первых, нигде не доказано, что материальная культура и язык развиваются одними путями и переходят от народа к народу в одних и тех же пропорциях. Мы сейчас пользуемся материальной культурой, практически целиком заимствованной с Запада, но язык у нас получен от местных предков.

Во-вторых, не учитываются основополагающие различия между культурами Винча и Лендьел. Винча-Турдаш – поселения неукрепленные, Лендьел – поселения укрепленные. Керамика Винчи чернолощеная с каннелюрами, плоскодонная и на ножках, с ручками и ушками. Керамика лендьела расписная, с шишечками, на высоких поддонах. Глаза у винчанских статуэток миндалевидные, у леньдельских – круглые с точками. Могильники лендьельцев обильны, у винчанцев очень слабо представлены и, возможно, основная масса захоронений была не в земле. Заметно различаются состав стада и виды злаков. Люди Винчи охотились с костяными наконечниками стрел, у лендьельцев лука вообще не было. Это очень разные народы. Некоторое сходство в формах керамики и пластики зависит от того, что оба происходят из Малой Азии.

Стеатопигия и тучность статуэток вне палеолита скорее говорят о восточных эталонах женского божества, чем о европейских. Ношение сосудов женщинами на голове — тоже восточная традиция (в России – кавказская). В своем исследовании пращи Б. Корфман пишет: «в Сирии и Палестине до возникновения на этих территориях городов-государств, использовали практически исключительно лук, а жители других регионов Ближнего Востока предпочитали пращу. Лук на этих территориях, очевидно, не был известен практически до конца восьмого тысячелетия до н.э., в то время как праща была известна уже несколько тысяч лет. Впрочем, одно исключение из такой полярности в применении существует – это регион Чатал-Гуюк в Малой Азии, где около 6000 г. до н.э. использовались как праща, так и лук». Если отсутствие наконечников стрел в ленделе объясняется тем, что этот народ предпочитал пращу, то это еще один намек на его анатолийское происхождение.

Д. Срейович показал, что анатолийское воздействие на Балканы произвело два культурных комплекса: западный и восточный. Винча принадлежала к восточному комплексу, а Лендьел – к западному. Он показал, что воздействие Винчи на западные группы не распространялось.

Разумеется, проникали и отдельные влияния соседних культур – линейно-ленточной керамики (длинный дом) и др.

Антропология и  генетика. Как у мужских, так и женских лендьельских черепов преобладает долихокрания. Но одни (узколицые  с широкими и высокими орбитами и узкой челюстью) относятся к средиземноморскому типу, другие (массивные, с широким лицом, узкими и низкими орбитами и широкой челюстью) представляют кроманьоидный тип – это наследие местных популяций. Констатированы сходства с северобалканскими сериями (Боян, Хаманджия).

У представителя культуры Лендьел обнаружена митохондриальная гаплогрппа N1a1a1a и Y-хромосомная гаплогруппа I2a.

Преемники лендьела. Вклад культуры лендьел ощущается в ряде культур последующего времени — в энеолитической бодрогкёрестурской культуре  и др., среди которых есть и культура воронковидных кубков. О ней имеется несколько гипотез происхождения –  ютландская, западная, южнобалтийская, степная, дунайская. Сафронов выбрал дунайскую и конкретизировал – из лендьельской культуры. Оттуда он выводит основные формы керамики воронковидных кубков – кубок и амфору, хотя вся система керамики тут иная и обработка иная: не роспись и шишечки, а ушки и шнур. Вклад лендьельской культуры возможен, но был ли он определяющим, сказать трудно.

ЛСК

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015