Лендьел культура
Лендьел культура (венг. Lengyel) — центральноевропейская (среднедунайская) археологическая культура позднего неолита и энеолита (4900—3400 гг. до н. э. по калиброванной радиоуглеродной хронологии). Занимает территорию нынешних западной Венгрии и Западной Словакии, Восточной Чехии и Восточной Австрии, заходя в Словению, Южную Польшу и Закарпатье (в Чехии именуется культурой моравской расписной керамики). Названа по поселению и могильнику Лендьел, которые раскопал к 80-м годам XIX века венгерский археолог М. Вошинский (M. Wosinski), а сделал эпонимным памятником культуры (то есть назвал по нему культуру) австрийский археолог Освальд Менгин в 20-х гг. ХХ века.
То есть там, где в раннем неолите были распространены старчево-кришская культура и южные проявления линейно-ленточной, а в среднем неолите размещались группы Желиз (Железовце) и Бичке, появилась новая культура, синхронная с тисской на востоке и Винча-Плочник на юге, но отличная от них. Особое внимание к ней привлек В. А. Сафронов, объявив ее вместе с культурой воронковидных кубков последней фазой формирования праиндоевропейского пранарода, перед его разделением, причем ей принадлежит первенство: культура воронковидных кубков оказывается ее производной.
Поселения этой культуры расположены на возвышенностях, но нигде (в отличие от тисских) не образуют теллей. Они велики (занимают до 20 га) и укреплены рвами, палисадами и валами – с этой культурой (а еще раньше с группой Бичке) в Подунавье пресеклось мирное существование. Военные столкновения стали обыденными (это отражается и в могильниках – мужчин теперь хоронят вооруженными).
Дома нескольких типов. Один – «длинный дом» столбовой конструкции напоминает дома культуры линейно-ленточной керамики. Крыша двускатная, коньковая, вход с южного торца. В Польше длинные дома непременно трапецевидные в плане. Второй тип – полуземлянка, тоже со столбами. Третий – дом с апсидой (полукруглым торцом), как далеко на юге, в Греции (культура Рахмани). Коньковая конструкция крыши подтверждалась моделькой дома из Стжелице, но в Асоде найдена и моделька с плоской крышей.
Могильники лендельской культуры чрезвычайно тесно связаны с поселениями – на стыках могилы оказывались в заброшенных жилищах, а жилища налезали на старые могилы. Костяки скорченные на правом или левом боку, но лицом непременно на юг — там предполагалась страна мертвых. В Польше мужчины лежат на правом боку, женщины на левом. Мужские скелеты часто оказываются без черепов. Сопроводительные сосуды нередко находят перевернутыми. В мужских погребениях – оружие (каменные боевые топоры), пластины из клыков кабана, в женских – бусы и браслеты. Попадаются и трупосожжения, причем сжигали покойников в одежде с украшениями.
Керамика двух сортов. Во-первых, хозяйственная – грубая толстостенная, с неровным обжигом, сосуды (миски, чаши, биконические горшки) на высоких поддонах, большие шишечки налеплены на ребрах и вокруг устья. Чаши на высоких поддонах археологи прозвали «фруктовницами» «вазами для фруктов». Во-вторых, столовая посуда – из тонкоотмученной глины, заглаженная и хорошо обожженная. Сосуды биконические, острореберные, на ребре и в других местах – шишечки.
Оба сорта посуды украшаются врезным орнаментом и росписью после обжига. Врезной орнамент – линиями, образующими ленты, из которых составлены спирали, меандры и проч. По керамической росписи культуру делят на стадии. Ранняя роспись преимущественно красная, хотя есть и белые и желтые узоры. Вторая стадия – белая роспись. На третьей стадии роспись вообще исчезает.
Все узоры тектоничны – подлаживаются к структуре сосуда и делят его поверхность на вертикальные площадки, квадранты и т. п. Есть сосуды на подставке в виде человеческой ноги. На одной ноге расположена и модель святилища с птичьей головой на кровле.
Из глины делались также лампы (квадратные плиты с углублением внутри и проколами по углам для подвешивания), грузики для ткацкого стана и грузила для сетей, возможно также алтарики на трех или четырех ножках.
Каменные артефакты. Кремень и реже обсидиан используются для скребков и ножей, но кремневых наконечников стрел и копий нет. Поскольку и сведения о костяных наконечниках сомнительны, можно предположить, что носители лендьельской культуры пользовались на охоте и в дальнем бою пращей (лук и праща функционально взаимозаменимы).
Кроме плоских шлифованных топоров впервые для Подунавья появляются шлифованные сверленые топоры – с проухом. Они тщательно отделаны и явно нерабочие. Это оружие, причем ударным концом был обух. Здесь, как и в раннем Триполье (Карбунский клад, где есть и медный топор с проухом), каменные проушные топоры, как предполагает В. С. Титов, появились под влиянием медных.
Бусы изготовлялись из средиземноморских раковин Ostrea и, по-видимому, были привозными.
Меди в культуре лендель много, преимущественно в украшениях (бусы, браслеты). Она впервые появляется в таком количестве в Подунавье и остается привозной. Орудия крайне редки (шило).
Хозяйство. Лендельцы занимались земледелием (есть следы возделывания двурядного ячменя и пшеницы-спельты. Это вид пшеницы почти не встречается в предшествующие периоды неолита Венгрии – тогда сеяли преимущественно эммер и однозернянку, как и на Балканах.
В отличие от культуры линейно-ленточной керамики здесь животноводство поставляло мясную пищу на равных с охотой (примерно равное количество костей домашних и диких животных обнаруживается на поселениях). Охотились на зубра, благородного оленя, кабана и косулю. Охотились на быков (огромного размера), возможно, и с ловушками для пополнения стада (полагает Титов). В домашнем стаде решительно преобладал крупный рогатый скот (75 – 85% всего стада), на втором месте – свиньи (12 – 18%). Козы и овцы вместе не превышают 1 – 2%.
Возможно, в будущем придется произвести некоторые исправления радиоуглеродных датировок с учетом резервуарного эффекта (потребление в пищу водных животных): лендьельцы отличаются очень большим потреблением рыб, моллюсков и черепах.
Пластика. Стеатопигические статуэтки изображают одетых женщин, на них передники и широкие пояса, на голове – волосы, спускающиеся на спину. Нос сделан защипом, брови показаны сросшимися, глаза круглые со зрачком посредине. Руки обычно не показаны.
На сосуде из Зенгёварконя было укреплено изображение матери с ребенком («Мадонна из Зенёварконя»), на руке матери показаны пять пальцев. Из Ше происходит фигурка женщины, держащей над головой сосуд.
Зооморфные фигурки обычно являются деталями ручек сосудов и крышек.
Происхождение и этногенез. С самого начала изучения лендьельской культуры основные исследователи (О. Менгин, В. А. Йенни, Г. Чайлд, Я. Домбаи, В. С. Титов) предположили ее анатолийское происхождение. Йенни мотивировал это сходством керамической росписи, чаш на поддонах, антропоморфных фигурок, медных изделий. Домбаи упирал на улиткообразные спирали и меандры, радиальное членение орнаментальных полей.
Совершенно неожиданно В. А. Сафронов выдвинул идею происхождения лендела и предлендьельских групп (Лужанки, Сопот, Бичке, Желиз) непосредственно от культуры Винча. Он сопоставляет формы сосудов и находит, что Винча имеет много аналогий в этих культурах «предлендьельского горизонта», а те – в Лендьеле. Он сравнивает и формы Винчи с 7 формами классического Лендьела и находит сходство. Еще больше сходства он обнаруживает в антропоморфной пластике. Он трактует это как несомненное доказательство происхождения лендьельцев из населения культуры Винчи, причем с преемственностью языковой – те и другие знаменуют вехи становления индоевропейского пранарода.
Но, во-первых, нигде не доказано, что материальная культура и язык развиваются одними путями и переходят от народа к народу в одних и тех же пропорциях. Мы сейчас пользуемся материальной культурой, практически целиком заимствованной с Запада, но язык у нас получен от местных предков.
Во-вторых, не учитываются основополагающие различия между культурами Винча и Лендьел. Винча-Турдаш – поселения неукрепленные, Лендьел – поселения укрепленные. Керамика Винчи чернолощеная с каннелюрами, плоскодонная и на ножках, с ручками и ушками. Керамика лендьела расписная, с шишечками, на высоких поддонах. Глаза у винчанских статуэток миндалевидные, у леньдельских – круглые с точками. Могильники лендьельцев обильны, у винчанцев очень слабо представлены и, возможно, основная масса захоронений была не в земле. Заметно различаются состав стада и виды злаков. Люди Винчи охотились с костяными наконечниками стрел, у лендьельцев лука вообще не было. Это очень разные народы. Некоторое сходство в формах керамики и пластики зависит от того, что оба происходят из Малой Азии.
Стеатопигия и тучность статуэток вне палеолита скорее говорят о восточных эталонах женского божества, чем о европейских. Ношение сосудов женщинами на голове — тоже восточная традиция (в России – кавказская). В своем исследовании пращи Б. Корфман пишет: «в Сирии и Палестине до возникновения на этих территориях городов-государств, использовали практически исключительно лук, а жители других регионов Ближнего Востока предпочитали пращу. Лук на этих территориях, очевидно, не был известен практически до конца восьмого тысячелетия до н.э., в то время как праща была известна уже несколько тысяч лет. Впрочем, одно исключение из такой полярности в применении существует – это регион Чатал-Гуюк в Малой Азии, где около 6000 г. до н.э. использовались как праща, так и лук». Если отсутствие наконечников стрел в ленделе объясняется тем, что этот народ предпочитал пращу, то это еще один намек на его анатолийское происхождение.
Д. Срейович показал, что анатолийское воздействие на Балканы произвело два культурных комплекса: западный и восточный. Винча принадлежала к восточному комплексу, а Лендьел – к западному. Он показал, что воздействие Винчи на западные группы не распространялось.
Разумеется, проникали и отдельные влияния соседних культур – линейно-ленточной керамики (длинный дом) и др.
Антропология и генетика. Как у мужских, так и женских лендьельских черепов преобладает долихокрания. Но одни (узколицые с широкими и высокими орбитами и узкой челюстью) относятся к средиземноморскому типу, другие (массивные, с широким лицом, узкими и низкими орбитами и широкой челюстью) представляют кроманьоидный тип – это наследие местных популяций. Констатированы сходства с северобалканскими сериями (Боян, Хаманджия).
У представителя культуры Лендьел обнаружена митохондриальная гаплогрппа N1a1a1a и Y-хромосомная гаплогруппа I2a.
Преемники лендьела. Вклад культуры лендьел ощущается в ряде культур последующего времени — в энеолитической бодрогкёрестурской культуре и др., среди которых есть и культура воронковидных кубков. О ней имеется несколько гипотез происхождения – ютландская, западная, южнобалтийская, степная, дунайская. Сафронов выбрал дунайскую и конкретизировал – из лендьельской культуры. Оттуда он выводит основные формы керамики воронковидных кубков – кубок и амфору, хотя вся система керамики тут иная и обработка иная: не роспись и шишечки, а ушки и шнур. Вклад лендьельской культуры возможен, но был ли он определяющим, сказать трудно.
ЛСК