Доска объявлений

55-й конгресс антропологического общества Сербии

 

55-й КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА СЕРБИИ ПРОЙДЕТ 23 — 27 мая 2018 г. в ЗЛАТИБОРЕ

Темы, которые будут представлены на конгрессе:

Физическая антропология популяций;

Демографические и популяционные проблемы;

Антропогенетика;

Криминалистическая антропология;

Спортивная антропология;

Социо-культурная антропология;

Прикладная антропология;

Биоэтика.

Информацию о подаче тезисов, регистрационном взносе и др. смотрите здесь:

First Call

Требования к оформлению тезисов:

THE TITLE OF THE PAPER (FONT TIMES NEW ROMAN, CAPS LOCK, BOLD, FONT SIZE 14)

 Name and surname of the authors (font Times New Roman size12, Normal,)

Name and address of the institution (font Times New Roman size 12, Italic,)

Abstracts-from 150 to 250 words, font Times New Roman size 12, Normal Font, single spacing

Key words: the first word; the second; the third. (from 3 to 5 words)

 

Sekcija (Section)                                                 ☒Način prezentacije (Presentation)

☐Humana biologija (Human biology)                                             ☐ oralno (oral)

☐Biomedicinska antropologija (Biomedical anthropology)             ☐ poster (poster)

☐Forenzička antropologija (Forensic anthropology)

☐Sportska antropologija (Sport anthropology)

☐Socio-kulturna antropologija (Socio-cultural anthropology)

«Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»

Омский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук

Информационное письмо № 1

 

 Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в LVIII Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых (РАЭСК-58) «Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты», которая состоится 16-21 апреля 2018 г. в г. Омск на базе Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

К участию в конференции приглашаются студенты, магистранты, аспиранты и молодые исследователи из России и зарубежья.

Работу планируется провести по следующим направлениям:

  1. Историография, теория и методология археологии.
  2. Палеолит-мезолит.
  3. Неолит-энеолит.
  4. Бронзовый век.
  5. Ранний железный век.
  6. Средневековье и Новое время.
  7. Антропология, этнология и этноархеология.
  8. Музееведение и охрана культурного наследия.
  9. Информационные технологии в археологических и этнологических исследованиях.

Оргкомитет:

Директор ОФ ИАЭТ СО РАН, д-р ист. наук, проф., зав. кафедрой этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Н.А. Томилов; канд. ист. наук, доц. С.Н. Корусенко, канд. ист. наук, доц. И.В. Толпеко, канд. ист. наук, доц. Т.А. Горбунова.

Оргкомитет принимает предложения и заявки по тематике круглых столов, проведение которых планируется в ходе работы конференции.

Для участия в конференции необходимо подать заявку с темой доклада до 20 ноября 2017 г. для подачи проекта на конкурс грантов РФФИ. Адрес электронной почты: raesk58@yandex.ru. Тезисы докладов будут приниматься до 31 января 2018 года. Требования для оформления тезисов будут изложены во втором информационном письме. Тезисы, поступившие, после 31 января 2017 года к публикации приниматься не будут. При этом за участником сохраняется право очного выступления с докладом на конференции.

Информация о маршруте проезда и условиях проживания будут сообщены в следующих информационных письмах.

Контактные данные.

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского:

Светлана Николаевна Корусенко: tomil65@rambler.ru

Ирина Васильевна Толпеко: itolpeko@yandex.ru

Татьяна Александровна Горбунова: GorbunovaTA@omsu.ru

 

Форма заявки

Ф.И.О. (полностью)

Место учебы/работы (ВУЗ, курс, год магистратуры/аспирантуры, должность)

Тематическое направление

Тема доклада (публикации)

Научный руководитель (Ф.И.О., ученая степень и звание, место работы, должность)

Контактный телефон, адрес электронной почты

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Лендьел культура

Лендьел культура

Лендьел культура (венг. Lengyel) — центральноевропейская (среднедунайская) археологическая культура позднего неолита и энеолита (4900—3400 гг. до н. э. по калиброванной радиоуглеродной хронологии). Занимает территорию нынешних западной Венгрии и Западной Словакии, Восточной Чехии и   Восточной Австрии, заходя в Словению, Южную Польшу и Закарпатье (в Чехии именуется культурой моравской расписной керамики). Названа по поселению и могильнику Лендьел, которые раскопал к 80-м годам XIX века венгерский археолог М. Вошинский (M. Wosinski), а сделал эпонимным памятником культуры (то есть назвал по нему культуру) австрийский археолог Освальд Менгин в 20-х гг. ХХ века.

То есть там, где в раннем неолите были распространены старчево-кришская культура и южные проявления линейно-ленточной, а в среднем неолите размещались группы Желиз (Железовце) и Бичке, появилась новая культура, синхронная с тисской на востоке и Винча-Плочник на юге, но отличная от них. Особое внимание к ней привлек В. А. Сафронов, объявив ее вместе с культурой воронковидных кубков последней фазой формирования праиндоевропейского пранарода, перед его разделением, причем ей принадлежит первенство: культура воронковидных кубков оказывается ее производной.

 

1439896325944kulturaertebelleoranzhevayavcentrezelenayakulturavronkovidnyhkubkovvverhuposeredine

Культура Лендьель на карте (оранжевым цветом).

 

new-1

Культура Лендьель; двойная штриховка — основной ареал, ок. 5000-4500 гг. до н.э.; прямая штриховка — распространение на север и на запад после середины V тыс. до н.э.; косая штриховка — распространение культуры тиса по терри¬тории Южной Польши, тисапольгарский период, конец V тыс. до н. э. (по М.Гимбутас)

 

new-3

Глиняная модель дома или святилища культуры лендель; судя по ней, стены были из прямостоя¬ щих бревен, промежутки между ними заполнены переплетенными прутьями и покрыты слоем глины. Конек двускатной кровли, покоящейся на 5 центральных и боковых массивных балках, ук¬рашен изображением головы какого-то животного. Поселение Стржелице в окрестностях г. Зноймо, Моравия. Там же были найдены и статуэтки животных. Начало V тыс. до н. э. (по М.Гимбутас)

Поселения этой культуры расположены на возвышенностях, но нигде (в отличие от тисских) не образуют теллей. Они велики (занимают до 20 га) и укреплены рвами, палисадами и валами – с этой культурой (а еще раньше с группой Бичке) в Подунавье пресеклось мирное существование. Военные столкновения стали обыденными (это отражается и в могильниках – мужчин теперь хоронят вооруженными).

Дома нескольких типов. Один – «длинный дом» столбовой конструкции напоминает дома культуры линейно-ленточной керамики. Крыша двускатная, коньковая, вход с южного торца. В Польше длинные дома непременно трапецевидные в плане. Второй тип – полуземлянка, тоже со столбами. Третий – дом с апсидой (полукруглым торцом), как далеко на юге, в Греции (культура Рахмани). Коньковая конструкция крыши подтверждалась моделькой дома из Стжелице, но в Асоде найдена и моделька с плоской крышей.

 

Могильники лендельской культуры чрезвычайно тесно связаны с поселениями – на стыках могилы оказывались в заброшенных жилищах, а жилища налезали на старые могилы. Костяки скорченные на правом или левом боку, но лицом непременно на юг — там предполагалась страна мертвых. В Польше мужчины лежат на правом боку, женщины на левом. Мужские скелеты часто оказываются без черепов. Сопроводительные сосуды нередко находят перевернутыми. В мужских погребениях – оружие (каменные боевые топоры), пластины из клыков кабана, в женских – бусы и браслеты. Попадаются и трупосожжения, причем сжигали покойников в одежде с украшениями.

new-2

Расписная керамика классического периода лендель, ок. 4900—4600 гг. до н.э.: крышки, округленные или бикониче-ские горшки, чаши на ножках («фруктовницы») и сосуд с длинным цилиндрическим гор¬лом. Роспись яркого кирпич-но-красного цвета (краситель — гематит) на сером фоне. Вся утварь — часть погребального инвентаря из захоронений ря¬дом с домами в поселении Зен-гёварконь, провинция Баранья, район г. Печ, Западная Венг¬рия. (по М.Гимбутас)

Керамика двух сортов. Во-первых, хозяйственная – грубая толстостенная, с неровным обжигом, сосуды (миски, чаши, биконические горшки) на высоких поддонах, большие шишечки налеплены на ребрах и вокруг устья. Чаши на высоких поддонах археологи прозвали «фруктовницами»  «вазами для фруктов». Во-вторых, столовая посуда – из тонкоотмученной глины, заглаженная и хорошо обожженная. Сосуды биконические, острореберные, на ребре и в других местах – шишечки.

 

Оба сорта посуды украшаются врезным орнаментом и росписью после обжига. Врезной орнамент – линиями, образующими ленты, из которых составлены спирали, меандры и проч. По керамической росписи культуру делят на стадии. Ранняя роспись преимущественно красная, хотя есть и белые и желтые узоры. Вторая стадия – белая роспись. На третьей стадии роспись вообще исчезает.

moravian_painted_pottery

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

mmk-ht7

Рисунок лендьерской керамики.

 

Все узоры тектоничны – подлаживаются к структуре сосуда и делят его поверхность на вертикальные площадки, квадранты и т. п. Есть сосуды на подставке в виде человеческой ноги. На одной ноге расположена и модель святилища с птичьей головой на кровле.

Из глины делались также лампы (квадратные плиты с углублением внутри и проколами по углам для подвешивания), грузики для ткацкого стана и грузила для сетей, возможно также алтарики на трех или четырех ножках.

Каменные артефакты. Кремень и реже обсидиан используются для скребков и ножей, но кремневых наконечников стрел и копий нет. Поскольку и сведения о костяных наконечниках сомнительны, можно предположить, что носители лендьельской культуры пользовались на охоте и в дальнем бою пращей (лук и праща функционально взаимозаменимы).

Кроме плоских шлифованных топоров впервые для Подунавья появляются шлифованные сверленые топоры – с проухом. Они тщательно отделаны и явно нерабочие. Это оружие, причем ударным концом был обух. Здесь, как и в раннем Триполье (Карбунский клад, где есть и медный топор с проухом), каменные проушные топоры, как предполагает В. С. Титов, появились под влиянием медных.

Бусы изготовлялись из средиземноморских раковин Ostrea и, по-видимому, были привозными.

Меди в культуре лендель много, преимущественно в украшениях (бусы, браслеты). Она впервые появляется в таком количестве в Подунавье и остается привозной. Орудия крайне редки (шило).

Хозяйство. Лендельцы занимались земледелием (есть следы возделывания двурядного ячменя и пшеницы-спельты. Это вид пшеницы почти не встречается в предшествующие периоды неолита Венгрии – тогда сеяли преимущественно эммер и однозернянку, как и на Балканах.

В отличие от культуры линейно-ленточной керамики здесь животноводство поставляло мясную пищу на равных с охотой (примерно равное количество костей домашних и диких животных обнаруживается на поселениях). Охотились на зубра, благородного оленя, кабана и косулю. Охотились на быков (огромного размера), возможно, и с ловушками для пополнения стада (полагает Титов). В домашнем стаде решительно преобладал крупный рогатый скот (75 – 85% всего стада), на втором месте – свиньи (12 – 18%). Козы и овцы вместе не превышают 1 – 2%.

Возможно, в будущем придется произвести некоторые исправления радиоуглеродных датировок с учетом резервуарного эффекта (потребление в пищу водных животных): лендьельцы отличаются очень большим потреблением рыб, моллюсков и черепах.

Пластика. Стеатопигические статуэтки изображают одетых женщин, на них передники и широкие пояса, на голове – волосы, спускающиеся на спину. Нос сделан защипом, брови показаны сросшимися, глаза круглые со зрачком посредине. Руки обычно не показаны.

i010-001-267973768

Фрагмент статуэтки.

02_clip_image022

«Владычица Ше», статуэтка из Ваш Сомбатхей, 24 см (из книги М. Гимбутас «Цивилизация Великой Богини»).

381_17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На сосуде из Зенгёварконя было укреплено изображение матери с ребенком («Мадонна из Зенёварконя»), на руке матери показаны пять пальцев. Из Ше происходит фигурка женщины, держащей над головой сосуд.

Зооморфные фигурки обычно являются деталями ручек сосудов и крышек.

Происхождение и этногенез. С самого начала изучения лендьельской культуры основные исследователи (О. Менгин, В. А. Йенни, Г. Чайлд, Я. Домбаи, В. С. Титов) предположили ее анатолийское происхождение. Йенни мотивировал это сходством керамической росписи, чаш на поддонах, антропоморфных фигурок, медных изделий. Домбаи упирал на улиткообразные спирали и меандры, радиальное членение орнаментальных полей.

Совершенно неожиданно В. А. Сафронов выдвинул идею происхождения лендела и предлендьельских групп (Лужанки, Сопот, Бичке, Желиз) непосредственно от культуры Винча. Он сопоставляет формы сосудов и находит, что Винча имеет много аналогий в этих культурах «предлендьельского горизонта», а те – в Лендьеле. Он сравнивает и формы Винчи с 7 формами классического Лендьела и находит сходство. Еще больше сходства он обнаруживает в антропоморфной пластике. Он трактует это как несомненное доказательство происхождения лендьельцев из населения культуры Винчи, причем с преемственностью языковой – те и другие знаменуют вехи становления индоевропейского пранарода.

Но, во-первых, нигде не доказано, что материальная культура и язык развиваются одними путями и переходят от народа к народу в одних и тех же пропорциях. Мы сейчас пользуемся материальной культурой, практически целиком заимствованной с Запада, но язык у нас получен от местных предков.

Во-вторых, не учитываются основополагающие различия между культурами Винча и Лендьел. Винча-Турдаш – поселения неукрепленные, Лендьел – поселения укрепленные. Керамика Винчи чернолощеная с каннелюрами, плоскодонная и на ножках, с ручками и ушками. Керамика лендьела расписная, с шишечками, на высоких поддонах. Глаза у винчанских статуэток миндалевидные, у леньдельских – круглые с точками. Могильники лендьельцев обильны, у винчанцев очень слабо представлены и, возможно, основная масса захоронений была не в земле. Заметно различаются состав стада и виды злаков. Люди Винчи охотились с костяными наконечниками стрел, у лендьельцев лука вообще не было. Это очень разные народы. Некоторое сходство в формах керамики и пластики зависит от того, что оба происходят из Малой Азии.

Стеатопигия и тучность статуэток вне палеолита скорее говорят о восточных эталонах женского божества, чем о европейских. Ношение сосудов женщинами на голове — тоже восточная традиция (в России – кавказская). В своем исследовании пращи Б. Корфман пишет: «в Сирии и Палестине до возникновения на этих территориях городов-государств, использовали практически исключительно лук, а жители других регионов Ближнего Востока предпочитали пращу. Лук на этих территориях, очевидно, не был известен практически до конца восьмого тысячелетия до н.э., в то время как праща была известна уже несколько тысяч лет. Впрочем, одно исключение из такой полярности в применении существует – это регион Чатал-Гуюк в Малой Азии, где около 6000 г. до н.э. использовались как праща, так и лук». Если отсутствие наконечников стрел в ленделе объясняется тем, что этот народ предпочитал пращу, то это еще один намек на его анатолийское происхождение.

Д. Срейович показал, что анатолийское воздействие на Балканы произвело два культурных комплекса: западный и восточный. Винча принадлежала к восточному комплексу, а Лендьел – к западному. Он показал, что воздействие Винчи на западные группы не распространялось.

Разумеется, проникали и отдельные влияния соседних культур – линейно-ленточной керамики (длинный дом) и др.

Антропология и  генетика. Как у мужских, так и женских лендьельских черепов преобладает долихокрания. Но одни (узколицые  с широкими и высокими орбитами и узкой челюстью) относятся к средиземноморскому типу, другие (массивные, с широким лицом, узкими и низкими орбитами и широкой челюстью) представляют кроманьоидный тип – это наследие местных популяций. Констатированы сходства с северобалканскими сериями (Боян, Хаманджия).

У представителя культуры Лендьел обнаружена митохондриальная гаплогрппа N1a1a1a и Y-хромосомная гаплогруппа I2a.

Преемники лендьела. Вклад культуры лендьел ощущается в ряде культур последующего времени — в энеолитической бодрогкёрестурской культуре  и др., среди которых есть и культура воронковидных кубков. О ней имеется несколько гипотез происхождения –  ютландская, западная, южнобалтийская, степная, дунайская. Сафронов выбрал дунайскую и конкретизировал – из лендьельской культуры. Оттуда он выводит основные формы керамики воронковидных кубков – кубок и амфору, хотя вся система керамики тут иная и обработка иная: не роспись и шишечки, а ушки и шнур. Вклад лендьельской культуры возможен, но был ли он определяющим, сказать трудно.

ЛСК

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015