Доска объявлений

Международная научная конференция «Проблемы изучения изменчивости в антропологии. Новое в многообразии традиционного»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН
ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН
КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. академика В.П. АЛЕКСЕЕВА
Международная научная конференция
«Проблемы изучения изменчивости в антропологии.
Новое в многообразии традиционного»

 

Зубов

А.А. Зубов (1934–2013)

 

I информационное письмо

Дорогие коллеги,

приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 85-летию со дня рождения выдающегося антрополога, д-ра ист. наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Александра Александровича Зубова.

Цель конференции – представить научное наследие профессора А.А. Зубова, достижения сформированного им направления одонтологии, его научной школы, обсудить современное состояние и перспективы развития физической антропологии в отечественной и мировой науке, показать роль новых методов, новых теоретических разработок с учетом антропологического разнообразия и определяющих его факторов, роль антропологии в перспективе интеграции наук.

На конференции предполагается рассмотреть следующие проблемы, связанные с основными направлениями научной деятельности А.А. Зубова:

1. Эволюционная антропология: новые находки, методы и интерпретации рода Homo;
2. Одонтологические исследования в изучении популяций современного и ископаемого человека;
3. Роль антропологии в решении проблем этногенеза и этнической истории древних и современных народов;
4. «Памяти посвящается…»: российская антропология в лицах.

Также в рамках конференции планируется проведение круглого стола «Методология и методы одонтологических исследований. Традиции и инновации».

Предполагаемые сроки проведения конференции – май 2019 года.

Прием заявок осуществляется до 15 октября 2018 г. Заявка должна содержать название доклада, ФИО, учреждение, контакты.
В связи с предполагаемым участием в конкурсе на проведение конференций просим докладчиков прислать краткие тезисы (не более 1 стр., шрифт Times New Roman, 14) до 1 декабря 2018 г.

Заявки и тезисы посылать по адресу: zubov_conf@bk.ru

C уважением, ОРГКОМИТЕТ
Васильев Сергей Владимирович (д-р ист. наук, зав. ЦФА ИЭА РАН) – сопредседатель
Халдеева Наталия Ивановна (д-р ист. наук, в.н.с. ЦФА ИЭА РАН) – сопредседатель
Лейбова Наталья Александровна (канд. ист. наук, н.с. ЦФА ИЭА РАН)
Харламова Наталья Владимировна (канд. ист. наук, н.с. ЦФА ИЭА РАН)
Южакова Алёна Владимировна (ЦФА ИЭА РАН)

Вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Диалоги. Теоретическая археология и не только»

В издательстве Евразия вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Диалоги. Теоретическая археология и не только».

Аннотация с сайта https://www.labirint.ru/books/655191/

Диалог издревле считался одной из главных форм обнаружения истины.
Искусство постановки вопроса и мастерство ответа на неудобные выпады, всегда считалось главным достоинством проповедников, софистов и философов.
Для науки же, строившей всю аргументацию исключительно вокруг экспериментальной практики, стереотипно пространство диалога казалось чуждым, а главным действующим лицом в науке представлялся герой одиночка, грызущий камень познания в тишине лаборатории или кабинета.
Предлагаемая Вашему вниманию книга не оставляет камня на камне от этого стереотипа. Наука — это, прежде всего, пространство диалога.
Здесь всегда есть место яростным спорам, страсти и даже политике.
Наука, прежде всего полемика, — с учителями и учениками, друзьями и недругами, с оппонентами и сторонниками.
Наука начинается с сомнения, расцветает там, где есть проблема, и никогда не дает окончательных ответов.
Это борьба гипотез за право стать теориями, это непрестанный конфликт и полемика. Такова реальная наука и такова судьба основного автора этой книги — Льва Самуиловича Клейна (всего участников диалогов — 36).
Таково итоговое изложение взглядов неординарного ученого и теоретика, человека, который не смотря на мировую известность и весьма почтенный возраст, постоянно открыт к диалогу.

 

Вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Культура и эволюция. Теоретические исследования»

В издательстве «Евразия» вышла книга проф. Л.С.Клейна «Культура и эволюция. Теоретические исследования».

Аннотация с сайта https://www.labirint.ru/books/655192/

Новая книга знаменитого санкт-петербургского ученого, археолога и теоретика археологии, Льва Самуиловича Клейна, посвящена понятию культуры, которое в рамках археологии является скорее рабочим понятием, редко подвергающимся рефлексии.
Тем не менее, теоретические интересы автора этой книги всегда были шире любых дисциплинарных рамок: помимо археологии известны его работы в области культурной антропологии, классической филологии, этногенеза, лингвистики и общей теории культуры.
Первая часть книги посвящена определению понятия «культура» и сопутствующей полемике в различных школах и отраслях гуманитарного знания.
Во второй части излагается коммуникационная теория эволюции культуры, которую автор считает своим наиболее интересным вкладом в антропологию. Л.С.Клейн обосновывает свою гипотезу, что передачу культуры от поколения к поколению можно описать как сеть коммуникации, но растянутую не в пространстве, а во времени.
В таком качестве на ретрансляцию культуры и передачу информации должны воздействовать те же факторы, что действуют в любой сети связи (радио, телефон и т. д.). Нормальное прохождение информации обеспечивается за счет необходимой повторяемости и достаточного количества каналов связи с допустимой пропускной способностью. Самое интересное к пониманию — это соответствие феноменов культуры физическим факторам матрицы передачи информации, способствующим или препятствующим прохождению сигналов.

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIII Конгресс антропологов и этнологов России
Казань,2–6 июля 2019 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Казанским (Приволжским) федеральным университетом, Институтом истории им. Ш. Марджани АН РТ, Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН При поддержке Правительства Республики Татарстан

Проводят 2–6 июля 2019года в Казани

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

 Тема Конгресса — «Системы родства, связей и коммуникаций в истории человечества: антропологический аспект».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий,в том числе:

  • Мониторинг межэтнических отношений
  • Религии, межрелигиозные отношения и этноконфессиональные процессы в духовном пространстве России
  • Мигранты, диаспоры, этнические меньшинства
  • Физическая антропология
  • Этнологическое образование и просвещение

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 01сентября 2018 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2019@mail.ru. Обращаем ваше внимание: для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом Конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Просим сообщить информацию о Конгрессе Вашим коллегам

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна– Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России;тел. (495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2019@mail.ru

 

ЗАЯВКА
на организацию секции (круглого стола, симпозиума, пр.)

 

Ф.И.О.(полностью) 
Наименование учреждения* (научно-исследовательский институт, университет, пр.) 
Наименование подразделения (отдел, кафедра, пр.) 
Должность
Ученая степень, звание
Предполагаемая форма заседания в рамках конгресса
(секция, круглый стол, симпозиум, пр.)
Название секции
(круглого стола, симпозиума, пр.) 

 

 

 

 

Тематика работы секции
(круглого стола, симпозиума, пр.;  до 200 слов) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почтовый адрес (с индексом) 
Телефон моб., раб. (с кодом города)
E-mail

 

* Просим указывать полные, не сокращенные названия

 

VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

  • VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

Сроки и место проведения: 3-4 декабря 2018 г., Санкт-Петербург

Срок подачи заявок: до 30 сентября 2018 года

В рамках предстоящего форума предполагается обсудить широкий спектр вопросов, связанных с процессами социокультурной метисации населения Нового Света в прошлом и настоящем:

- Процессы формирования новых культур на основе взаимодействия местного, европейского и африканского компонентов;

- Расовая и этническая стратификация общества в колониальную эпоху;

- Социальная и пространственная мобильность;

- Социальный статус и его внешние проявления;

- Другие вопросы, имеющие отношение к основной теме симпозиума.

К участию в работе симпозиума приглашаются специалисты-антропологи, этнографы, археологи, историки, независимые исследователи. Рабочие языки: русский, английский, испанский. По итогам симпозиума планируется издание сборника статей участников.

Заявки на участие и резюме (не более 200 слов) направлять на электронный адрес оргкомитета: america-anthropology@mail.ru до 30 сентября 2018 г. по форме:

1). Ф.И.О.:

2). Ученая степень, место работы и должность:

3). Область научных интересов:

4). E-mail, телефон:

5). Название доклада (на рус. и англ. яз.):

6). Резюме (до 200 слов):

7). Summary (max 200 words):

8). Использование мультимедиа:

Контактная информация:

Кондакова Ольга Владимировна (МАЭ РАН)

Тел: 8(905)233-40-56

E-mail: sov@kunstkamera.ru

Объявлен прием в в магистратуру по специальности «Этническая история» в Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского университета

Уважаемые коллеги!

 

Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) Федерального университета в сотрудничестве с Институтом археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан объявляет о наборе в 2018-2019 учебном году (обучение с сентября 2018 г.) в магистратуру по специальности «Этническая история». Мы ожидаем поступления в нашу магистратуру прежде всего студентов, получивших базовое образование по специальностям «история», «археология», «этнология и антропология», «сравнительно-историческое языкознание», однако по результатам собеседования могут быть приняты студенты, получившие образование в специалитете или бакалавриате и по другим гуманитарным направлениям: главным критерием отбора является наличие интереса к научной работе в области предыстории, древней и средневековой этнической истории. При этом, хотя основным направлением наших исследований является история Поволжья, Урала и Восточной Европы в целом, история тюркских и финно-угорских народов, магистрант вправе предложить тему, связанную с другими регионами Евразии, с историей народов индоевропейской, севернокавказской и др. языковых семей, расширение тематики и географии только приветствуется. Для поступления значимо наличие опубликованных научных работ по выбранному направлению, однако это условие не является обязательным.

В рамках подготовки в магистратуре читаются курсы методологии этноисторических исследований, основ археологии, сравнительно-исторического языкознания, ономастики, уралистики, тюркологии, истории народов Волго-Уральского региона. Занятия ведут квалифицированные специалисты, среди которых доктора наук, члены Российской Академии наук и Академии наук Республики Татарстан. В Институте международных отношений, истории и востоковедения имеется возможность слушать спецкурсы по широкому спектру гуманитарных дисциплин, изучать иностранные языки, в том числе – китайский, корейский, турецкий, арабский и др.

Обучение в магистратуре двухгодичное, итогом его должна стать выпускная квалификационная работа (диссертация). В случае успешной исследовательской работы возможно продолжение образования в аспирантуре Казанского Федерального университета или Института Археологии АН РТ. Магистрантом может быть как гражданин России, так и иностранец, обучение в магистратуре, если оно осуществляется впервые, бесплатное; если студент уже имеет одно магистерское образование возможно поступление в платную магистратуру с гибкой системой оплаты обучения. Студентам предоставляется благоустроенное общежитие, выплачивается стипендия. К(П)ФУ предоставляет все условия как для получения полноценного образования (библиотеки, музеи, архивы), так и для участия в общественной студенческой жизни. Казань является одним из старейших в России культурных и образовательных центров, динамично развивающимся современным городом с широкими возможностями для работы, профессионального роста и отдыха.

Дополнительную информацию и контакты для справок и предоставления документов см. на сайте Института международных отношений, истории и востоковедения К(П)ФУ (https://kpfu.ru/imoiv), вопросы по поводу поступления можно присылать и мне по адресу vovia@udm.ru

 

Надеюсь на успешное сотрудничество.

 

Напольских Владимир Владимирович,

д. и. н., проф., член-корреспондент РАН

Письмо о магистратуре 2018

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Линейно-ленточной керамики культура

Линейно-ленточной керамики культура

Линейно-ленточной керамики культура (КЛЛК, англ. Linear Pottery culture, фр. culture rubanée, нем. Linearbandkeramische Kultur, LBK, польск. kultura ceramiki wstęgowej rytej) — самая распространенная из неолитических культур Центральной Европы (5500—4000 гг. до н. э.) и первая неолитическая культура в Западной и Центральной Европе. По Г. Чайлду, относится к группе дунайских культур (дунайская I или раннедунайская). Открыта немецким археологом Фридрихом Клопфлейшем в 1882 г. в Южной Германии вместе со шнуровой керамикой как ее антипод и предшественник.

Название Bandkeramik получила по характеру орнаментации посуды – врезными линиями, сгруппированными в ленты. Керамическая посуда состояла из лепных от руки ваз, кувшинов, кубков и чаш, все без рукояток. Лишь на позднем этапе появляются рукоятки и ушки, нередко проткнутые, шейки и плоские днища. Источником этой керамики считают соседнюю старчево-кришскую посуду, более древнюю и содержащую прототипы линейно-ленточной.   Старчево-кришская керамика обычно орнаментирована росписью, а мотивы ее – спирали, вертикальные и сходящиеся ленты.  Этот рисунок имитирован северными соседями, но не краской, а вдавлением и нарезными линиями.

 

024

gorshki_kultury_litejno_lentochoj_keramiki

 

linear_pottery_001

 

 

Культура эта занимает бассейны Верхнего Дуная, верхних течений Вислы, Одера, Эльбы и всё течение Рейна. Она не выходит на нижние течения – сторонится морских побережий (хотя кое-где выходила временами к устьям этих рек). Это сугубо континентальная культура. Ее соседями с севера были мезолитические культуры Балтийского побережья и Северного моря. К Атлантике она тоже не выходила, ограничивалась местностью у нынешнего Парижа. Всех своих соседей КЛЛК превосходила уровнем хозяйства и культуры (неолит), а также густотой и количеством населения. На Востоке она продвигается на Украину – до Днепра.

 

european-middle-neolithic

Культура линейно-ленточной керамики (обозначена желтым цветом).

 

 

Хронология, периодизация и производные. Хронология ныне основана на радиоуглеродных датах. Для основной массы памятников КЛЛК они дают время 5600 — 4750 гг. до н. э. А вообще центральноевропейский неолит принято делить на три периода:

new-4

Керамика с накольчатым орнаментом (номер 2,3)

1) ранний неолит (6000-5500 гг. до н. э.) когда в южной половине центральной Европы появляется производящая экономика (старчево-кришская культура);

2) средний неолит (5500-5000 гг. до н. э.);

3) поздний неолит (5000-4500 гг. до н. э.).

КЛЛК приходится в основном на средний неолит, но ее поздние, особенно периферийные памятники и дочерние культуры — на поздний неолит.

Культура ЛЛК далеко не сразу распространилась на столь широком пространстве. Сформировалась она на среднем Дунае (современные Венгрия, Чехия и Моравия), в это время в керамическом орнаменте господствовали спирали и меандры, а затем распространялась вниз по европейским рекам со скоростью примерно 1500 км за 360 лет или в среднем около 4 км в год.

Еще в среднем неолите она проникла в ареал буго-днестровской культуры. В это время в орнаменте многие линии оканчивались ямками, как бы точками или насечками (этот орнамент прозвали нотным). В Бельгии КЛЛК появляется лишь около 4100 г. до н. э. В позднем неолите она трансформировалась в культуру накольчатой керамики на Эльбе и Висле (вместо прямых линий рисунок передается наколами – как бы пунктиром). В той или иной мере наследниками КЛЛК являются культуры Рёссен, Лендель, накольчатой керамики, воронковидных кубков, Боян, Кукутень-Триполье, баденская и др. В немецкой археологии культуры после 5000 г. до н. э. («первый неолитический кризис») рассматривают не как разновидности ЛЛК, а как самостоятельные культуры (последовательные ряды Хинкельштейн — Гроссгартах — Рёссен и Планиг-Фридберг —  Мюнхсхёфен, Айхбюль и другие).

 

01_clip_image045

Сосуды культуры линейно-ленточной керамики с резным символическим ор¬наментом: змеями, крестами, знаками « V », ромбами, шевронами, двойными треугольниками («песочными часами») и лягушками. (1, 3, 5) — ранний пери¬ од; (2,4,6-9) — средний и поздний период; ;(1 3, 5) Эльсло, Голллндия; ;2,4, 8, 9) Кёнигсауэ; (6) Халле-Трота; (7) Зеехаузен, Восточная Германия;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поселения невелики — обычно 5 – 8 жилищ (до 10) на расстоянии 20 м одно от другого. Значит, в поселке жило около 100 человек. Поселения чаще не укреплены, но есть и укреплённые палисадом и рвом V-образного сечения. Встречаются человеческие кости, повреждённые оружием, считалось, что они в КЛЛК редки, но недавно обнаружены следы уничтожения целого поселка.

 

arch14-5

Схема жилищ (по М.Гимбутас).

 

Типичное жилище – длинный дом (в Быланах длиной до 45 м), прямоугольная постройка 5,5 — 7 м шириной. Стены из плетня или расщепленных брёвен обмазаны глиной, держатся на дубовых столбах. Двускатные крыши (крытые соломой) опирались на три ряда таких столбов. На полу и рядом с домом выкопаны 1-2 хозяйственных ямы. Один конец длинного дома огораживался и использовался как скотный двор. Мусор не скапливался в доме: его сбрасывали в ямы вне жилища. В культуре старчева у этих домов нет прототипов, это местное развитие. У производных культур (рёссен, накольчатая керамика) дома в плане стали приобретать трапециевидную форму.

 

 

dom_poselka_kultury_lentochnoj_keramiki_2

 

arch14-3

Реконструкция длинного дома из Билан; раскопки Б.Соудски; конец VI тыс. до н.э. (по М.Гимбутас).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другой вид сооружения, гораздо более редкий, – ронделы. Это круглые площадки, окаймленные канавами, рвами V-образного сечения, с проходами по сторонам света. Они обычно находятся в стороне от жилых построек и не имеют следов постоянного обитания. Одни считают их оборонительными сооружениями, но что они обороняют? Другие предполагают, что функции их были не оборонительными, а дренажными – они расположены ближе к общему скотному двору, чем к жилищам. Третьи полагают, что это были святилища. Появившись в КЛЛК, ронделы затем присутствуют в ряде производных от нее культур.

Погребения грунтовые. Могильники располагались в сотне – нескольких сотнях метров от поселения. Это овальные ямы с обложенными камнями или austобмазанными глиной стенками, внутри вытянутые на спине или слегка скорченные на боку скелеты, посыпанные охрой. Встречаются и кремированные покойники. При них керамика (с заупокойной пищей), тёсла, наконечники стрел, каменные палетки, бусы и браслеты из раковин Spondylus.

 

 

Хозяйство и общество. Кремень для изготовления орудий (ножи, скребки и др.) добывали на юге Польши, обсидиан — в горах Бюкк и Татры.  Каменные колодкообразные (в виде сапожной колодки, плосковыпуклые) топоры без проуха (собственно, тёсла) использовали как для рубки леса, так и в качестве оружия. Зерновые жали деревянными серпами с каменными лезвиями. На остатках поселений обнаруживают также зернотерки. Подсечно-огневое земледелие КЛЛК строилось на выращивании пшеницы и бобовых, меньше места занимали ячмень, просо, рожь. Для тканей и веревок высевали лен и пеньку. Позже из Средиземноморья был заимствован мак. Поля были небольшими вроде огородов.

Разводили в основном крупный рогатый скот, меньше – свиней и коз. Охотились на оленя и кабана. Что-то добавляли собирательство и рыболовство. Если неолитические города Ближнего Востока жили в основном на зерновом прокорме, то КЛЛК – на мясо-молочном питании, более качественном.

 

01_clip_image007_0000

Обработка дерева при помощи тесла в виде башмачной колодки (реконструкция).

new-3

Деревянные серпы с кремневыми лезвиями, закрепленными смолой (Центральная Германия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ввиду того, что земледелие было мотыжным, а этот вид работ, как и собирательство, падал на женские плечи, от женщин зависел достаток семьи. Поэтому многие считают, что брак был матрилокальным (не путать с матриархальностью), что вроде бы подтверждается стойкостью традиций керамической орнаментации в каждом доме (керамику делали женщины и передавали традицию в доме от поколения к поколению). Каждый длинный дом – это место обитания большой родовой семьи. Очень схожим образом селились в Америке ирокезы.

Находки раковин средиземноморского моллюска Spondylus говорят о регулярных торгово-обменных контактах со Средиземноморьем.

 

Религия.  Глиняная пластика небогата, но женские статуэтки очень интересны. Одна из них (из Бичке, Венгрия) что-то держала в отломанных руках: то ли сосуд, то ли ребенка. Прямыми линиями показана прическа. У трех других (из Венгрии и Словакии) прическа изображена налепными глиняными шариками – видимо, показаны кудри, курчавые волосы. Изображение женской  фигуры с признаками беременности связывают с культом Богини-матери, унаследованным от палеолита, от кроманьонцев культуры граветт (палеолитические «венеры»).  На севере Богиня-мать считалась покровительницей животных, зерновых, прялок и ткацкого станка, дома, а также жизни и смерти. Но есть и мужские фигуры.

Происхождение. Есть несколько гипотез происхождения КЛЛК. Наиболее распространенная гипотеза состоит в том, что верхнедунайское население заимствовало не только керамику, но и весь неолитический комплекс из старчево-кришской культуры (М. Гимбутас придерживалась этой точки зрения). Судя по форме сосудов, прототипом их была тыква, и в старчево-кришсокй посуде это естественно, потому что тыква водилась на Балканском полуострове, но не на Дунае. Кроме наглядной преемственности в керамической орнаментации учитывается тот факт, что раньше всего, примерно в 5600 — 5400 гг. до н. э., линейно-ленточная керамика появляется на среднем Дунае, на территории старчево-кришского населения. Возможно, это был локальный вариант ранней старчево-кришской культуры, который обособился в бассейне Тисы, северного притока Дуная, в ходе контакта с местным мезолитическим населением при большом его участии.

Но старчево-кришская культура исчезла в Южной Венгрии за полтысячи лет до появления в этом регионе КЛЛК. Кроме того, очень многие компоненты культуры – домостроительство, образ хозяйствования и жизни отличаются от старчево-кришских. Поэтому выдвигается вторая гипотеза — что КЛЛК происходит от местной мезолитической культуры независимо. В поддержку этой гипотезы указывается, что виды культурных растений КЛЛК не вполне идентичны старчево-кришским, а предшествующая мезолитическая культура уже использовала дикорастущие лён и злаки (это соображения В. С. Титова и В. А. Сафронова).

Третья гипотеза происхождения КЛЛК возводит ее происхождение к влиянию мезолитических культур Восточной Европы, где керамика уже была, а неолита еще не было (и керамическую посуду широко использовали для сбора дикорастущих растений). Этой не очень основательно обоснованной гипотезы придерживался такой серьезный исследователь, как П. М. Долуханов.

Постепенное и сравнительно равномерное распространение КЛЛК, по-видимому, связано с тем, что носители этой культуры практиковали подсечно-огневое земледелие: вырубив и очистив огнем место для посевов, они несколько лет эксплуатировали поле, а по истощении почвы нуждались в новом участке, вырубали новую рощу, а через несколько таких сдвигов передвигали и свое обитание.

Антропологический облик. Старчево-кёрешская популяция в основном относилась к средиземноморскому антропологическому типу. А к северу от нее обитала обитала популяция, характеризуемая немецкими антропологами как «протонордический кроманьоидный тип». От своей предковой популяции кроманьонцев верхнего палеолита он отличается, но еще больше отличается от средиземноморского типа. Но это относится только к исходной популяции. Результат экспансии КЛЛК приводил к появлению на периферии культуры смешанных антропологических групп. Это говорит о том, что исходное ядро КЛЛК формировалось из мезолитического населения, заимствовавшего неолитическое хозяйство и керамику, а при распространении это ядро смешивалось с местным населением средиземноморского происхождения.

Этногенез. Хотя по природным условиям территория КЛЛК совпадает с тем ареалом, который должен был занимать индоевропейский праязык, мало кто полагал эту культуру праиндоевропейской (как В. Алекшин). В. А. Сафронов отвергает такую возможность, исходя из отсутствия пашенного земледелия, повозок, иерархии в погребениях, слабости военного дела.

Более того, изначально, с самого открытия культуры немецкие археологи, особенно А. Гётце, противопоставляли эту культуру культуре шнуровой керамики как индоевропейской. Гётце отмечал глубинное отличие народной ментальности. В керамике шнуровой вся архитектоника сосудов строится на принципе четверичности, на крестовидном расположении ручек – если даже ручек три, то они расположены по концам воображаемого креста. А в керамике линейно-ленточной доминирует тройственность, ручек три, и они по углам воображаемого треугольника.

Любопытно, что такая тройственность характерна и для куро-аракской культуры, то есть для населения Закавказья. А оно было родственно населению Малой Азии, откуда и шла неолитизация Европы. Курчавые волосы, показанные на статуэтках, также говорят скорее о южном происхождении по крайней мере женской части популяции, чем о северном (хотя схожим образом показаны волосы у виленсдорфской «Венеры»).

Таким образом, если считать, что с неолитическим комплексом местное население заимствовало язык, то очень возможно, что население КЛЛК (подобно своим старчевско-кришским соседям) говорило на языке, родственном прасеверокавказскому.  Но если мезолитическое ядро удержало свой язык, то это мог быть язык, отдаленно родственный сефероафриканским и т. п.

Генетические исследования. КЛЛК сравнительно обильно представлена в генетических исследованиях. При обследовании 24 индивидов из 16 мест Германии (в основном), Австрии Венгрии у 6 человек оказалась редкая митохондриальная группа N1a (эта субклада в настоящее время почти исчезла). Практически она встречается почти исключительно у КЛЛК. Происхождение этой гаплогруппы неясно — то ли от местного палеолита и мезолита, то ли от мигрантов, но в любом случае – от доиндоевропейского населения: с индоевропейскими народами связаны новые, принесенные в энеолите гаплогруппы. Вообще же митохондриальный состав популяции пёстрый: 7 человек принадлежали к гаплогруппе Н или V, 5 – к Т, 4 – к К (U8), 1 – к J и 1 – к U3. В другой серии это H, H1, H3, H5, J1, J2, K, K1a3a3, T1a, T2, T2b, T2c, V, U2, U4, U52b1a, X, X2b.

С Y-хромосомными гаплогруппами картина иная. У индивида из восточного, альфёльдского варианта КЛЛК, считаемого в Венгрии особой культурой, оказалась Y-гаплогруппа С1а2. Она же оказалась у представителя чистой КЛЛК из Венгрии. Эта гаплогруппа сейчас тоже крайне редка – встречается в ничтожных количествах на юге Европы. У других представителей КЛЛК определены лишь несколько Y-хромосомных гаплогрупп: G2a2b, F, I1.

В последних исследованиях генетиков утверждается, что волн неолитизации с юга было как минимум две. КЛЛК явно является центральным звеном первой из этих мощных миграционных волн.

ЛСК

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015