Доска объявлений

150 лет развития исторической краниологии в Московском университете

Организаторы семинара АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДЫ: 110 лет на Моховой объявили о замене:

Вместо объявленного ранее доклада 29 ноября 2017 года в 14 часов 30 минут состоится доклад С.Г.Ефимовой на тему:  «150 лет развития исторической краниологии в Московском университете».
Тезисы доклада:

                                    С.Г. Ефимова

150 лет развития исторической краниологии в

Московском университете.

Датой официального признания антропологии как нового научного направления в Московском университете, можно считать 1867 год, когда была опубликована и принята Ученым Советом в качестве докторской диссертации  монография А.П. Богданова «Материалы для антропологии курганного периода в Московской губернии». В докладе кратко рассмотрена деятельность основанного в 1864 г. Антропологического отдела Общества любителей естествознания и  личный вклад А.П. Богданова в изучение антропологического разнообразия древнего населения России. Заложенные А.П. Богдановым методологические и гуманистические  традиции этого научного направления, которое он называл «исторической краниологией» успешно продолжались на протяжении последующих лет развития отечественной науки о человеке.

Важнейшим этапом была подготовка (1941) и публикация Г.Ф. Дебецом [Дебец, 1948] первой сводки по палеоантропологии СССР. Советская палеоантропологическая школа, формирование которой возглавил этот выдающийся ученый, по масштабам и методическому уровню исследований, глубине проблематики, в том числе и исторической, имела заслуженный авторитет в мировой науке.

Антропологические учреждения Московского университета внесли свой значительный вклад в копилку знаний об антропологии древнего населения Северной Евразии. Это труд нескольких поколений ученых, хранителей, реставраторов, воплощенный в уникальном кранио-остеологическом фонде Музея антропологии МГУ, статьях и монографиях, лекционных курсах и музейных экспозициях.  Современный методический и технологический спектр изучения палеоантропологических материалов существенно расширился, историческая проблематика уступает место палеоэкологической. На наш взгляд, в новой парадигме палеоантропологического знания имеется ряд проблем, требующих вдумчивого обсуждения.

 

55-й конгресс антропологического общества Сербии

 

55-й КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА СЕРБИИ ПРОЙДЕТ 23 — 27 мая 2018 г. в ЗЛАТИБОРЕ

Темы, которые будут представлены на конгрессе:

Физическая антропология популяций;

Демографические и популяционные проблемы;

Антропогенетика;

Криминалистическая антропология;

Спортивная антропология;

Социо-культурная антропология;

Прикладная антропология;

Биоэтика.

Информацию о подаче тезисов, регистрационном взносе и др. смотрите здесь:

First Call

Требования к оформлению тезисов:

THE TITLE OF THE PAPER (FONT TIMES NEW ROMAN, CAPS LOCK, BOLD, FONT SIZE 14)

 Name and surname of the authors (font Times New Roman size12, Normal,)

Name and address of the institution (font Times New Roman size 12, Italic,)

Abstracts-from 150 to 250 words, font Times New Roman size 12, Normal Font, single spacing

Key words: the first word; the second; the third. (from 3 to 5 words)

 

Sekcija (Section)                                                 ☒Način prezentacije (Presentation)

☐Humana biologija (Human biology)                                             ☐ oralno (oral)

☐Biomedicinska antropologija (Biomedical anthropology)             ☐ poster (poster)

☐Forenzička antropologija (Forensic anthropology)

☐Sportska antropologija (Sport anthropology)

☐Socio-kulturna antropologija (Socio-cultural anthropology)

«Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»

Омский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук

Информационное письмо № 1

 

 Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в LVIII Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых (РАЭСК-58) «Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты», которая состоится 16-21 апреля 2018 г. в г. Омск на базе Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

К участию в конференции приглашаются студенты, магистранты, аспиранты и молодые исследователи из России и зарубежья.

Работу планируется провести по следующим направлениям:

  1. Историография, теория и методология археологии.
  2. Палеолит-мезолит.
  3. Неолит-энеолит.
  4. Бронзовый век.
  5. Ранний железный век.
  6. Средневековье и Новое время.
  7. Антропология, этнология и этноархеология.
  8. Музееведение и охрана культурного наследия.
  9. Информационные технологии в археологических и этнологических исследованиях.

Оргкомитет:

Директор ОФ ИАЭТ СО РАН, д-р ист. наук, проф., зав. кафедрой этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Н.А. Томилов; канд. ист. наук, доц. С.Н. Корусенко, канд. ист. наук, доц. И.В. Толпеко, канд. ист. наук, доц. Т.А. Горбунова.

Оргкомитет принимает предложения и заявки по тематике круглых столов, проведение которых планируется в ходе работы конференции.

Для участия в конференции необходимо подать заявку с темой доклада до 20 ноября 2017 г. для подачи проекта на конкурс грантов РФФИ. Адрес электронной почты: raesk58@yandex.ru. Тезисы докладов будут приниматься до 31 января 2018 года. Требования для оформления тезисов будут изложены во втором информационном письме. Тезисы, поступившие, после 31 января 2017 года к публикации приниматься не будут. При этом за участником сохраняется право очного выступления с докладом на конференции.

Информация о маршруте проезда и условиях проживания будут сообщены в следующих информационных письмах.

Контактные данные.

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского:

Светлана Николаевна Корусенко: tomil65@rambler.ru

Ирина Васильевна Толпеко: itolpeko@yandex.ru

Татьяна Александровна Горбунова: GorbunovaTA@omsu.ru

 

Форма заявки

Ф.И.О. (полностью)

Место учебы/работы (ВУЗ, курс, год магистратуры/аспирантуры, должность)

Тематическое направление

Тема доклада (публикации)

Научный руководитель (Ф.И.О., ученая степень и звание, место работы, должность)

Контактный телефон, адрес электронной почты

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Линейно-ленточной керамики культура

Линейно-ленточной керамики культура

Линейно-ленточной керамики культура (КЛЛК, англ. Linear Pottery culture, фр. culture rubanée, нем. Linearbandkeramische Kultur, LBK, польск. kultura ceramiki wstęgowej rytej) — самая распространенная из неолитических культур Центральной Европы (5500—4000 гг. до н. э.) и первая неолитическая культура в Западной и Центральной Европе. По Г. Чайлду, относится к группе дунайских культур (дунайская I или раннедунайская). Открыта немецким археологом Фридрихом Клопфлейшем в 1882 г. в Южной Германии вместе со шнуровой керамикой как ее антипод и предшественник.

Название Bandkeramik получила по характеру орнаментации посуды – врезными линиями, сгруппированными в ленты. Керамическая посуда состояла из лепных от руки ваз, кувшинов, кубков и чаш, все без рукояток. Лишь на позднем этапе появляются рукоятки и ушки, нередко проткнутые, шейки и плоские днища. Источником этой керамики считают соседнюю старчево-кришскую посуду, более древнюю и содержащую прототипы линейно-ленточной.   Старчево-кришская керамика обычно орнаментирована росписью, а мотивы ее – спирали, вертикальные и сходящиеся ленты.  Этот рисунок имитирован северными соседями, но не краской, а вдавлением и нарезными линиями.

 

024

gorshki_kultury_litejno_lentochoj_keramiki

 

linear_pottery_001

 

 

Культура эта занимает бассейны Верхнего Дуная, верхних течений Вислы, Одера, Эльбы и всё течение Рейна. Она не выходит на нижние течения – сторонится морских побережий (хотя кое-где выходила временами к устьям этих рек). Это сугубо континентальная культура. Ее соседями с севера были мезолитические культуры Балтийского побережья и Северного моря. К Атлантике она тоже не выходила, ограничивалась местностью у нынешнего Парижа. Всех своих соседей КЛЛК превосходила уровнем хозяйства и культуры (неолит), а также густотой и количеством населения. На Востоке она продвигается на Украину – до Днепра.

 

european-middle-neolithic

Культура линейно-ленточной керамики (обозначена желтым цветом).

 

 

Хронология, периодизация и производные. Хронология ныне основана на радиоуглеродных датах. Для основной массы памятников КЛЛК они дают время 5600 — 4750 гг. до н. э. А вообще центральноевропейский неолит принято делить на три периода:

new-4

Керамика с накольчатым орнаментом (номер 2,3)

1) ранний неолит (6000-5500 гг. до н. э.) когда в южной половине центральной Европы появляется производящая экономика (старчево-кришская культура);

2) средний неолит (5500-5000 гг. до н. э.);

3) поздний неолит (5000-4500 гг. до н. э.).

КЛЛК приходится в основном на средний неолит, но ее поздние, особенно периферийные памятники и дочерние культуры — на поздний неолит.

Культура ЛЛК далеко не сразу распространилась на столь широком пространстве. Сформировалась она на среднем Дунае (современные Венгрия, Чехия и Моравия), в это время в керамическом орнаменте господствовали спирали и меандры, а затем распространялась вниз по европейским рекам со скоростью примерно 1500 км за 360 лет или в среднем около 4 км в год.

Еще в среднем неолите она проникла в ареал буго-днестровской культуры. В это время в орнаменте многие линии оканчивались ямками, как бы точками или насечками (этот орнамент прозвали нотным). В Бельгии КЛЛК появляется лишь около 4100 г. до н. э. В позднем неолите она трансформировалась в культуру накольчатой керамики на Эльбе и Висле (вместо прямых линий рисунок передается наколами – как бы пунктиром). В той или иной мере наследниками КЛЛК являются культуры Рёссен, Лендель, накольчатой керамики, воронковидных кубков, Боян, Кукутень-Триполье, баденская и др. В немецкой археологии культуры после 5000 г. до н. э. («первый неолитический кризис») рассматривают не как разновидности ЛЛК, а как самостоятельные культуры (последовательные ряды Хинкельштейн — Гроссгартах — Рёссен и Планиг-Фридберг —  Мюнхсхёфен, Айхбюль и другие).

 

01_clip_image045

Сосуды культуры линейно-ленточной керамики с резным символическим ор¬наментом: змеями, крестами, знаками « V », ромбами, шевронами, двойными треугольниками («песочными часами») и лягушками. (1, 3, 5) — ранний пери¬ од; (2,4,6-9) — средний и поздний период; ;(1 3, 5) Эльсло, Голллндия; ;2,4, 8, 9) Кёнигсауэ; (6) Халле-Трота; (7) Зеехаузен, Восточная Германия;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поселения невелики — обычно 5 – 8 жилищ (до 10) на расстоянии 20 м одно от другого. Значит, в поселке жило около 100 человек. Поселения чаще не укреплены, но есть и укреплённые палисадом и рвом V-образного сечения. Встречаются человеческие кости, повреждённые оружием, считалось, что они в КЛЛК редки, но недавно обнаружены следы уничтожения целого поселка.

 

arch14-5

Схема жилищ (по М.Гимбутас).

 

Типичное жилище – длинный дом (в Быланах длиной до 45 м), прямоугольная постройка 5,5 — 7 м шириной. Стены из плетня или расщепленных брёвен обмазаны глиной, держатся на дубовых столбах. Двускатные крыши (крытые соломой) опирались на три ряда таких столбов. На полу и рядом с домом выкопаны 1-2 хозяйственных ямы. Один конец длинного дома огораживался и использовался как скотный двор. Мусор не скапливался в доме: его сбрасывали в ямы вне жилища. В культуре старчева у этих домов нет прототипов, это местное развитие. У производных культур (рёссен, накольчатая керамика) дома в плане стали приобретать трапециевидную форму.

 

 

dom_poselka_kultury_lentochnoj_keramiki_2

 

arch14-3

Реконструкция длинного дома из Билан; раскопки Б.Соудски; конец VI тыс. до н.э. (по М.Гимбутас).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другой вид сооружения, гораздо более редкий, – ронделы. Это круглые площадки, окаймленные канавами, рвами V-образного сечения, с проходами по сторонам света. Они обычно находятся в стороне от жилых построек и не имеют следов постоянного обитания. Одни считают их оборонительными сооружениями, но что они обороняют? Другие предполагают, что функции их были не оборонительными, а дренажными – они расположены ближе к общему скотному двору, чем к жилищам. Третьи полагают, что это были святилища. Появившись в КЛЛК, ронделы затем присутствуют в ряде производных от нее культур.

Погребения грунтовые. Могильники располагались в сотне – нескольких сотнях метров от поселения. Это овальные ямы с обложенными камнями или austобмазанными глиной стенками, внутри вытянутые на спине или слегка скорченные на боку скелеты, посыпанные охрой. Встречаются и кремированные покойники. При них керамика (с заупокойной пищей), тёсла, наконечники стрел, каменные палетки, бусы и браслеты из раковин Spondylus.

 

 

Хозяйство и общество. Кремень для изготовления орудий (ножи, скребки и др.) добывали на юге Польши, обсидиан — в горах Бюкк и Татры.  Каменные колодкообразные (в виде сапожной колодки, плосковыпуклые) топоры без проуха (собственно, тёсла) использовали как для рубки леса, так и в качестве оружия. Зерновые жали деревянными серпами с каменными лезвиями. На остатках поселений обнаруживают также зернотерки. Подсечно-огневое земледелие КЛЛК строилось на выращивании пшеницы и бобовых, меньше места занимали ячмень, просо, рожь. Для тканей и веревок высевали лен и пеньку. Позже из Средиземноморья был заимствован мак. Поля были небольшими вроде огородов.

Разводили в основном крупный рогатый скот, меньше – свиней и коз. Охотились на оленя и кабана. Что-то добавляли собирательство и рыболовство. Если неолитические города Ближнего Востока жили в основном на зерновом прокорме, то КЛЛК – на мясо-молочном питании, более качественном.

 

01_clip_image007_0000

Обработка дерева при помощи тесла в виде башмачной колодки (реконструкция).

new-3

Деревянные серпы с кремневыми лезвиями, закрепленными смолой (Центральная Германия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ввиду того, что земледелие было мотыжным, а этот вид работ, как и собирательство, падал на женские плечи, от женщин зависел достаток семьи. Поэтому многие считают, что брак был матрилокальным (не путать с матриархальностью), что вроде бы подтверждается стойкостью традиций керамической орнаментации в каждом доме (керамику делали женщины и передавали традицию в доме от поколения к поколению). Каждый длинный дом – это место обитания большой родовой семьи. Очень схожим образом селились в Америке ирокезы.

Находки раковин средиземноморского моллюска Spondylus говорят о регулярных торгово-обменных контактах со Средиземноморьем.

 

Религия.  Глиняная пластика небогата, но женские статуэтки очень интересны. Одна из них (из Бичке, Венгрия) что-то держала в отломанных руках: то ли сосуд, то ли ребенка. Прямыми линиями показана прическа. У трех других (из Венгрии и Словакии) прическа изображена налепными глиняными шариками – видимо, показаны кудри, курчавые волосы. Изображение женской  фигуры с признаками беременности связывают с культом Богини-матери, унаследованным от палеолита, от кроманьонцев культуры граветт (палеолитические «венеры»).  На севере Богиня-мать считалась покровительницей животных, зерновых, прялок и ткацкого станка, дома, а также жизни и смерти. Но есть и мужские фигуры.

Происхождение. Есть несколько гипотез происхождения КЛЛК. Наиболее распространенная гипотеза состоит в том, что верхнедунайское население заимствовало не только керамику, но и весь неолитический комплекс из старчево-кришской культуры (М. Гимбутас придерживалась этой точки зрения). Судя по форме сосудов, прототипом их была тыква, и в старчево-кришсокй посуде это естественно, потому что тыква водилась на Балканском полуострове, но не на Дунае. Кроме наглядной преемственности в керамической орнаментации учитывается тот факт, что раньше всего, примерно в 5600 — 5400 гг. до н. э., линейно-ленточная керамика появляется на среднем Дунае, на территории старчево-кришского населения. Возможно, это был локальный вариант ранней старчево-кришской культуры, который обособился в бассейне Тисы, северного притока Дуная, в ходе контакта с местным мезолитическим населением при большом его участии.

Но старчево-кришская культура исчезла в Южной Венгрии за полтысячи лет до появления в этом регионе КЛЛК. Кроме того, очень многие компоненты культуры – домостроительство, образ хозяйствования и жизни отличаются от старчево-кришских. Поэтому выдвигается вторая гипотеза — что КЛЛК происходит от местной мезолитической культуры независимо. В поддержку этой гипотезы указывается, что виды культурных растений КЛЛК не вполне идентичны старчево-кришским, а предшествующая мезолитическая культура уже использовала дикорастущие лён и злаки (это соображения В. С. Титова и В. А. Сафронова).

Третья гипотеза происхождения КЛЛК возводит ее происхождение к влиянию мезолитических культур Восточной Европы, где керамика уже была, а неолита еще не было (и керамическую посуду широко использовали для сбора дикорастущих растений). Этой не очень основательно обоснованной гипотезы придерживался такой серьезный исследователь, как П. М. Долуханов.

Постепенное и сравнительно равномерное распространение КЛЛК, по-видимому, связано с тем, что носители этой культуры практиковали подсечно-огневое земледелие: вырубив и очистив огнем место для посевов, они несколько лет эксплуатировали поле, а по истощении почвы нуждались в новом участке, вырубали новую рощу, а через несколько таких сдвигов передвигали и свое обитание.

Антропологический облик. Старчево-кёрешская популяция в основном относилась к средиземноморскому антропологическому типу. А к северу от нее обитала обитала популяция, характеризуемая немецкими антропологами как «протонордический кроманьоидный тип». От своей предковой популяции кроманьонцев верхнего палеолита он отличается, но еще больше отличается от средиземноморского типа. Но это относится только к исходной популяции. Результат экспансии КЛЛК приводил к появлению на периферии культуры смешанных антропологических групп. Это говорит о том, что исходное ядро КЛЛК формировалось из мезолитического населения, заимствовавшего неолитическое хозяйство и керамику, а при распространении это ядро смешивалось с местным населением средиземноморского происхождения.

Этногенез. Хотя по природным условиям территория КЛЛК совпадает с тем ареалом, который должен был занимать индоевропейский праязык, мало кто полагал эту культуру праиндоевропейской (как В. Алекшин). В. А. Сафронов отвергает такую возможность, исходя из отсутствия пашенного земледелия, повозок, иерархии в погребениях, слабости военного дела.

Более того, изначально, с самого открытия культуры немецкие археологи, особенно А. Гётце, противопоставляли эту культуру культуре шнуровой керамики как индоевропейской. Гётце отмечал глубинное отличие народной ментальности. В керамике шнуровой вся архитектоника сосудов строится на принципе четверичности, на крестовидном расположении ручек – если даже ручек три, то они расположены по концам воображаемого креста. А в керамике линейно-ленточной доминирует тройственность, ручек три, и они по углам воображаемого треугольника.

Любопытно, что такая тройственность характерна и для куро-аракской культуры, то есть для населения Закавказья. А оно было родственно населению Малой Азии, откуда и шла неолитизация Европы. Курчавые волосы, показанные на статуэтках, также говорят скорее о южном происхождении по крайней мере женской части популяции, чем о северном (хотя схожим образом показаны волосы у виленсдорфской «Венеры»).

Таким образом, если считать, что с неолитическим комплексом местное население заимствовало язык, то очень возможно, что население КЛЛК (подобно своим старчевско-кришским соседям) говорило на языке, родственном прасеверокавказскому.  Но если мезолитическое ядро удержало свой язык, то это мог быть язык, отдаленно родственный сефероафриканским и т. п.

Генетические исследования. КЛЛК сравнительно обильно представлена в генетических исследованиях. При обследовании 24 индивидов из 16 мест Германии (в основном), Австрии Венгрии у 6 человек оказалась редкая митохондриальная группа N1a (эта субклада в настоящее время почти исчезла). Практически она встречается почти исключительно у КЛЛК. Происхождение этой гаплогруппы неясно — то ли от местного палеолита и мезолита, то ли от мигрантов, но в любом случае – от доиндоевропейского населения: с индоевропейскими народами связаны новые, принесенные в энеолите гаплогруппы. Вообще же митохондриальный состав популяции пёстрый: 7 человек принадлежали к гаплогруппе Н или V, 5 – к Т, 4 – к К (U8), 1 – к J и 1 – к U3. В другой серии это H, H1, H3, H5, J1, J2, K, K1a3a3, T1a, T2, T2b, T2c, V, U2, U4, U52b1a, X, X2b.

С Y-хромосомными гаплогруппами картина иная. У индивида из восточного, альфёльдского варианта КЛЛК, считаемого в Венгрии особой культурой, оказалась Y-гаплогруппа С1а2. Она же оказалась у представителя чистой КЛЛК из Венгрии. Эта гаплогруппа сейчас тоже крайне редка – встречается в ничтожных количествах на юге Европы. У других представителей КЛЛК определены лишь несколько Y-хромосомных гаплогрупп: G2a2b, F, I1.

В последних исследованиях генетиков утверждается, что волн неолитизации с юга было как минимум две. КЛЛК явно является центральным звеном первой из этих мощных миграционных волн.

ЛСК

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015