Доска объявлений

IX Бунаковские чтения пройдут 18-20 октября 2021

Научная конференция «Эволюционный континуум рода Homo» (IX Бунаковские чтения), посвященная 130-летию со дня рождения Виктора Валериановича Бунака (1891–1979), пройдет 18-20 октября 2021 г. в Москве на базе Государственного биологического музея имени К. А. Тимирязева и НИИ и Музея антропологии МГУ им. Д.Н. Анучина. Форма проведения — очно-дистанционная.

Места проведения:
18–19 октября: г. Москва, ул. Малая Грузинская 15, Государственный биологический музей имени К. А. Тимирязева.
20 октября: г. Москва, ул. Моховая, дом 11, НИИ и Музей антропологии МГУ им. Д.Н. Анучина.

Уважаемые участники IX Бунаковских чтений,
Открытие конференции состоится завтра в 11 часов утра в Государственном биологическом музее имени К. А. Тимирязева. По желанию можете использовать в своих презентациях логотип конференции, которой приложен к письму в трех разных форматах (формат png — без фона).
Просьба к очным докладчикам приходить заранее для проверки презентации перед началом заседания и секций.
Просьба к Zoom докладчикам: если есть малейшие сомнения в качестве вашего интернета или в том, что справитесь с демонстрацией презентации, пришлите ее, пожалуйста, заранее (до начала заседания, на котором запланировано ваше выступление) ответным письмом, указав в теме письма фамилию докладчика.

Актуальная программа конференции (с последними изменениями на 17.10.2021 16:00) отражается в текстовом виде на сайте Центра физической антропологии ИЭА РАН http://rusanthropology.org/%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%bc%d0%b0-ix-%d0%b1%d1%83%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d1%85-%d1%87%d1%82%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b9-18-20-%d0%be%d0%ba%d1%82%d1%8f%d0%b1-2/

Напоминаю, вход в МГУ (20 октября) осуществляется по спискам, очные докладчики и те, кто выразил мне или Ирине Анатольевне свое желание прийти, в список внесены. ФИО для попадания в список необходимо сегодня отправить руководителю секции «Проблемы роста, развития и адаптации человека» Ирине Анатольевне Хомяковой по адресу irina-khomyakova@yandex.ru (телефон для экстренной связи 8 916 323 74 98).

 

С уважением,
ответственный секретарь конференции
Наталья Харламова
н.с. ЦФА ИЭА РАН
+79166101476

 

 

«Антропологическая среда»: Краниологические особенности древнерусских популяций на южных и восточных границах ареала

Уважаемые коллеги!

В среду 29 сентября 2021 года в 14 часов 30 минут в рамках научно-методического семинара «Антропологическая среда» состоится доклад Д.В. Пежемского на тему: «Краниологические особенности древнерусских популяций на южных и восточных границах ареала».

Аннотация доклада

Для тех, кто будет в онлайне:

Подключиться к конференции Zoom

https://us02web.zoom.us/j/83063273999?pwd=dWp3SnpRVy95dXhnUVQ1SjUyWk1xZz09

Идентификатор конференции: 830 6327 3999

Код доступа: 9MC7DT

 

Ученый секретарь                   Е,И.Балахонова

XIV Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIV Конгресс антропологов и этнологов России
Томск, 6–9 июля 2021 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Научно-исследовательским Томским государственным университетом,

Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН при поддержке Администрации Томской области

Проводят 6–9 июля 2021 года в Томске XIV Конгресс антропологов и этнологов России.

 

Тема Конгресса — «Антропология и этнология в поисках ответов на социальные вызовы».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий, в том числе:

  • Современные задачи и приоритеты антропологии и этнологии
  • Междисциплинарные связи антропологии и этнологии
  • Этнологическое/антропологическое образование и просвещение
  • Этнокультурное развитие и российская идентичность
  • Этнонациональная политика и мониторинг межэтнических отношений
  • Прикладная и неотложная антропология в условиях кризиса и пандемии
  • Антропология религии
  • Миграционные исследования
  • Цифровая антропология
  • Физическая (биологическая) антропология
  • Этнографический туризм и музееведение
  • Методы и техники полевых и кабинетных исследований
  • Историографические традиции этнологии и антропологии

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

 

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 1 октября 2020 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2021@mail.ru. Для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна – Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России; тел. в Москве +7(495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2021@mail.ru

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Лепенского Вира культура

Лепенского Вира культура

Лепенского Вира культура, культура Лепенского Вира – Скелы Кладовеи –мезолитическая культура на Дунае близ Железных Ворот. Железные Ворота – это ущелье длиной 12 км, где Дунай пробивается меж скалами Карпат и Старой Планины, самый восток Сербии (Дунай проходит по ее границе с Румынией). Даже в суровых условиях раннего постледниковья здесь на небольшом пространстве была защита от ветров, как с востока из холодных степей, так и с юго-запада из Африки. Регион отличался богатой растительностью и многообразием зверей. «Вир» в переводе с сербского означает  ‘вихрь’, ‘омут’, ‘водоворот’. И действительно, в этом месте Дунай богат омутами (их тут три). Но для опытного лодочника омут – это не только опасность, но и возможность использовать течение для движения туда и обратно с минимумом расходования силы (круговерть имеет диаметр до 4 км).

 

iron_gates2

lepenski_vir_culture

Лепенски Вир – многослойное поселение в Сербии, по Дунаю чуть выше ущелья. Памятник раскопан в 1965 – 68 гг. сербским (тогда еще югославским) археологом Драгославом Срейовичем. В поселении три слоя: верхний (III) – неолитический, а два нижних (II и I) относятся к позднему мезолиту или протонеолиту. Поселение перестраивалось не менее семи раз. Вокруг Лепенского Вира на обоих берегах Дуная, сербском и румынском, расположено 17 поселений помельче, в частности на румынском берегу Скела Кладовеи. Это поселение копал румынский археолог А. Боронянц с 1965 года. Соответственно, румыны зовут эту культуру культурой Скелы Кладовеи. В конце-концов многие стали пользоваться двойным наименованием.

 

lepinski-vir-e1371942331147

Реконструкция поселения.

 

Хронология. По сербским данным, мезолитическое поселение Лепенски Вир возникло около 7000 года до н. э., во всяком случае в 6300 – 5950 гг. до н. э. по радиоуглеродной калиброванной хронологии оно уже существовало и достигло пика развития как неолитическое в период 5300 — 4800 лет до н. э. То есть поселение существовало в VII – VI тысячелетиях до н. э. и в самом начале пятого тысячелетия.

Румынские исследователи, учтя для радиоуглерода резервуарный эффект (связанный с питанием населения рыбой), сильно омолодили эти даты. Фиксированное начало жизни на поселении Лепенский Вир у них приходится не на 6300 года, а примерно на 5510 год, соответственно, сдвигаются почти на тысячу лет и другие даты. То есть существование Лепенского Вира занимает у них VI – V тысячелетия до н. э.

Что же до остальных поселений, то поселение Скела Кладовеи возникло раньше Лепенского Вира – у румын это около 6100 года, т. е в конце VII тысячелетия. Кроме того по каким-то причинам примерно полтысячи лет (по сербским датам это вторая половина VII тыс., а по румынским вторая половина VI тыс.) на всех поселениях кроме Лепенского Вира царило полное запустение (предполагают, что это связано с климатическими колебаниями).

 

Артефакты и хозяйство. Как обычно для мезолита, орудия делались из камня: из кварцита, реже из кремня и других пород камня, а также из кости, рога и клыков вепря.  Население занималось рыболовством, что естественно возле Дуная (главным объектом был осётр) и охотой (главным объектом был благородный олень). Из домашних животных люди держали только собаку.

 

lepenskibatons

 

lepenskimedallion

Каменный «медальон».

lepen-vir-32

Браслет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А вот необычные особенности.

Архитектура. В слое I Лепенского Вира выявлены остатки около 20 столбовых домов, трапециевидных в плане, а во всех семи фазах поселения насчитывается 136 домов. В центре поселения дом побольше, перед ним площадь, о вокруг нее подковой выстроены остальные дома. Широкий торец дома всегда выгнут, в узком расположен вход. Дом выглядит как вырезанный из круга сегмент. Трапециевидная форма домов или могильных сооружений впоследствии не раз повторяется в культурах Европы, выгнутый торец – тоже (греческая апсида). Основания слегка углублены в землю, полы обмазаны известью, поверхность их лощеная, красная или белая. Очаг внутри дома обложен камнями, а перед ним помещается каменная плита с чашевидным углублением в центре. Ее многие археологи трактуют как алтарь или жертвенник, но инженер-архитектор Предраг Рустич, много работавший на раскопках Лепенского Вира (это он исследовал возможности омута), реконструирует для домов шатровое перекрытие и считает, что в углубление плиты вставлялся центровой столб для опоры кровли (правда, ему возражают, что такой столб был бы устойчивее, если его просто вкопать в землю). Ничего подобного этой архитектуре в Европе ранее не было.

 

arh4

Форма жилища.

kameni-zrtvenik

Каменный жертвенник (?).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скульптура. Возле очагов найдены каменные скульптурные изображения (бюсты) людей или антропоморфных богов, сделанные из валунов, в том числе крупные, в натуральный рост человека — это самые ранние в мире скульптуры. Все статуи — с рыбьими чертами круглого лица: рот с выпуклыми губами передан изогнутым овалом с опущенными краями, глаза выпуклые, круглые. Возможно, это божество, распоряжавшееся рыбьим царством – основой благоденствия жителей Лепенского Вира и всей культуры. Но больше от рыбы в этих статуях нет ничего – ни жабр, ни плавников, ни хвоста. Возможно, это просто примитивный способ передачи реалий, непроизвольная стилизация, ставшая традиционной. Эти черты впоследствии также повторяются в неолитических и энеолитических статуях Европы (и занесены даже на Дальний Восток в бронзовом веке).

 

skulptura-vodena-vilaskulptura-rodonacelniklepenskihead

 

 

 

 

 

 

 

 

900_900_fixed

Скульптура прародительницы Лепенски Вир.

 

Погребения. В некоторых домах в неглубоких ямах оказываются погребения людей. Они лежат большей частью вытянутыми на спине, возле черепа и таза насыпана охра. Та же картина наблюдается и в других поселениях этой культуры. Изредка попадаются и другие позы погребенных (скорченные или с ногами, поджатыми к тазу). Есть среди них обезглавленные, некоторые со следами ранений. Но все поражают исключительным здоровьем. За две с половиной тысячи лет здесь сменилось примерно 120 поколений – и на скелетах нет признаков перенесенных болезней. Рядом с погребенными ставили оленьи рога — на этом основании некоторые исследователи полагают, что у лепенсковирцев существовала вера во что-то типа переселения душ, так как олень каждый год сменяет свои рога. Но они могли быть и просто знаком причастности к Оленьему богу, хозяину основного предмета охоты: культ такого божества в Европе идет с палеолита (засвидетельствован пещерной живописью во Франции) и существовал в мезолите Дании.

 

lepenskigraves65

Погребения

 

 

protolepenskigrave

Погребенный на спине с поднятыми (и распавшимися) коленями.

 

Этногенез? Антропологический тип обитателей близок восточноевропейским кроманьонцам верхнего палеолита. В верхнем слое Лепенского Вира есть и более грацильные особи – это влияние средиземноморского населения юга Европы и Анатолии.  В верхнем слое Лепенского Вира залегают уже артефакты неолитической старчево-кришской культуры, население которой принадлежало к средиземноморскому антропологическому типу. Многие считают, что культура Лепенски Вир – Скела-Кладовеи стала основой старчево-кришской культуры, хотя между ними есть хронологический зазор и антропологический разрыв.

Конец жизни на поселениях этой культуры не совсем понятен: не было ни нападения врагов, ни природной катастрофы, просто с наступлением неолитической эпохи население покинуло свои дома и куда-то ушло. И то сказать, для сельского хозяйства это не самый лучший район. Куда они ушли и что с ними стало– неизвестно.

ЛСК

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015