Доска объявлений

IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН НИИ И МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ им. Д.Н. АНУЧИНА МГУ

приглашают принять участие в общероссийской конференции с международным участием IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения» с 17 по 22 октября 2022 г. Конференция будет проходить в онлайн формате.

Приглашаем Вас присылать заявки на выступление с докладом на одной из предлагаемых секций (список секций и круглых столов в приложении). В заявке требуется указать название доклада, секцию, ФИО, место работы и должность, ученую степень, контактный телефон, адрес электронной почты и тезисы (не более 250 слов). Просьба присылать заявки не позднее 30 июня на адрес alekseevskie.chteniya@gmail.com.

IX Алексеевские чтения — секции

Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез

Дорогие коллеги!
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить с 12 по 14 октября 2022 года в Отделе антропологии МАЭ РАН (Санкт-Петербург, Средний проспект, 24) в очно-заочном формате.
Просим Вас отправлять в срок до 1 июня 2022 года заявки на участие в работе конференции на адрес anthropology-spb@yandex.ru.
Заявка на участие в конференции должна включать в себя информацию об участнике (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail), название доклада, аннотацию для публикации на сайте Кунсткамеры (не более 150 слов).
Во втором Информационном письме Вы можете ознакомиться со списком планируемых в рамках конференции секций и их кратким описанием.
С уважением, Оргкомитет.

 

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Научная конференция
«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Первое информационное письмо

Дорогие коллеги,

15 сентября 2022 г. исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова, создателя метода пластической реконструкции внешности человека по его костным останкам (реконструкции лица по черепу). Метод в различных модификациях получил широкое распространение в отечественной и мировой науке, нашел практическое применение в криминалистике, идентификации останков исторических личностей, физической антропологии и музейном деле. Известность М.М. Герасимова как автора метода пластической реконструкции в известной степени затмила его заслуги в области археологии и особенно – палеолитоведения.

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Центр физической антропологии ИЭА РАН, Иркутский государственный университет приглашают вас принять участие в Научной конференции «Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
(VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ), которая состоится с 31 октября по 2 ноября 2022 г. в Москве в очно-заочной форме.

Предполагается работа в трех направлениях:
1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
2. Палеоантропология и археология Евразии эпохи камня – факты и интерпретации;
3. Среда обитания и адаптивные возможности ископаемого человека.

К участию в конференции приглашаются археологи, антропологи, палеозоологи, геоморфологи, генетики. Предпочтение отдается докладам, посвященным проблемным, дискуссионным, теоретическим и методологическим вопросам.
Заявки на участие принимаются до 1 июня 2022 г. через регистрационную форму. Избранные материалы конференции будут опубликованы в журнале «Известия Иркутского государственного университета. Сер. Геоархеология. Этнология. Антропология» (том 41, сентябрь 2022 г.), входящем в перечень ВАК.

С уважением, Оргкомитет Контактное лицо: Наталья Харламова +79166101476, m.m.gerasimov.conference@gmail.com

2022.09.26-28 Герасимовские VI_Инф_I

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

Всероссийская научно-практическая конференция

c международным участием

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022:

ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

 

Санкт-Петербург, МАЭ РАН

Октябрь 2022 года

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО №1

 

Дорогие коллеги!

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить в октябре 2022 года в очно-заочном формате. Поскольку в этом же месяце запланировано проведение «IX Алексеевских чтений» в Москве, для удобства всех потенциальных участников конференция в Санкт-Петербурге состоится в смежные дни.

Просим Вас отправлять на адрес anthropology-spb@yandex.ru заявки на организацию секций, круглых столов и воркшопов в срок до 1 февраля 2022 года. Тематика петербургской конференции будет традиционно включать в себя проблемы физической антропологии, в первую очередь касающиеся различных аспектов работы со скелетными останками, а также вопросов этногенеза. Особенно приветствуются дискуссионные темы, касающиеся методических аспектов исследований.

Заявка на проведение секции (круглого стола, воркшопа) составляется в свободной форме, но обязательно должна включать в себя три следующих пункта:

  1. Название
  2. Руководитель (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail)
  3. Краткое описание круга проблем, предлагаемых для обсуждения (обучения)

Основная информация и сроки приема докладов будут указаны в следующем Информационном письме весной 2022 года.

 

С уважением,

Оркомитет

Секретарь Оргкомитета: Иван Широбоков

Адрес электронной почты:  anthropology-spb@yandex.ru
Контактный телефон +7 (904) 638-90-67

 

1

«Культура русских в археологических исследованиях»

Дорогое коллеги!

Сегодня начинает работу VII международная научная конференция «Культура русских в археологических исследованиях» Программа конференции:

Ссылка для онлайн подключения — https://meet.google.com/waz-qnpj-ebe
Лариса Вениаминовна Татаурова,
кандидат исторических наук, с.н.с. Института археологии и этнографии СО РАН, омская лаборатория. Тел. 89136400703.
Эл. почта li-sa65@mail.ru

 

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Лепенского Вира культура

Лепенского Вира культура

Лепенского Вира культура, культура Лепенского Вира – Скелы Кладовеи –мезолитическая культура на Дунае близ Железных Ворот. Железные Ворота – это ущелье длиной 12 км, где Дунай пробивается меж скалами Карпат и Старой Планины, самый восток Сербии (Дунай проходит по ее границе с Румынией). Даже в суровых условиях раннего постледниковья здесь на небольшом пространстве была защита от ветров, как с востока из холодных степей, так и с юго-запада из Африки. Регион отличался богатой растительностью и многообразием зверей. «Вир» в переводе с сербского означает  ‘вихрь’, ‘омут’, ‘водоворот’. И действительно, в этом месте Дунай богат омутами (их тут три). Но для опытного лодочника омут – это не только опасность, но и возможность использовать течение для движения туда и обратно с минимумом расходования силы (круговерть имеет диаметр до 4 км).

 

iron_gates2

lepenski_vir_culture

Лепенски Вир – многослойное поселение в Сербии, по Дунаю чуть выше ущелья. Памятник раскопан в 1965 – 68 гг. сербским (тогда еще югославским) археологом Драгославом Срейовичем. В поселении три слоя: верхний (III) – неолитический, а два нижних (II и I) относятся к позднему мезолиту или протонеолиту. Поселение перестраивалось не менее семи раз. Вокруг Лепенского Вира на обоих берегах Дуная, сербском и румынском, расположено 17 поселений помельче, в частности на румынском берегу Скела Кладовеи. Это поселение копал румынский археолог А. Боронянц с 1965 года. Соответственно, румыны зовут эту культуру культурой Скелы Кладовеи. В конце-концов многие стали пользоваться двойным наименованием.

 

lepinski-vir-e1371942331147

Реконструкция поселения.

 

Хронология. По сербским данным, мезолитическое поселение Лепенски Вир возникло около 7000 года до н. э., во всяком случае в 6300 – 5950 гг. до н. э. по радиоуглеродной калиброванной хронологии оно уже существовало и достигло пика развития как неолитическое в период 5300 — 4800 лет до н. э. То есть поселение существовало в VII – VI тысячелетиях до н. э. и в самом начале пятого тысячелетия.

Румынские исследователи, учтя для радиоуглерода резервуарный эффект (связанный с питанием населения рыбой), сильно омолодили эти даты. Фиксированное начало жизни на поселении Лепенский Вир у них приходится не на 6300 года, а примерно на 5510 год, соответственно, сдвигаются почти на тысячу лет и другие даты. То есть существование Лепенского Вира занимает у них VI – V тысячелетия до н. э.

Что же до остальных поселений, то поселение Скела Кладовеи возникло раньше Лепенского Вира – у румын это около 6100 года, т. е в конце VII тысячелетия. Кроме того по каким-то причинам примерно полтысячи лет (по сербским датам это вторая половина VII тыс., а по румынским вторая половина VI тыс.) на всех поселениях кроме Лепенского Вира царило полное запустение (предполагают, что это связано с климатическими колебаниями).

 

Артефакты и хозяйство. Как обычно для мезолита, орудия делались из камня: из кварцита, реже из кремня и других пород камня, а также из кости, рога и клыков вепря.  Население занималось рыболовством, что естественно возле Дуная (главным объектом был осётр) и охотой (главным объектом был благородный олень). Из домашних животных люди держали только собаку.

 

lepenskibatons

 

lepenskimedallion

Каменный «медальон».

lepen-vir-32

Браслет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А вот необычные особенности.

Архитектура. В слое I Лепенского Вира выявлены остатки около 20 столбовых домов, трапециевидных в плане, а во всех семи фазах поселения насчитывается 136 домов. В центре поселения дом побольше, перед ним площадь, о вокруг нее подковой выстроены остальные дома. Широкий торец дома всегда выгнут, в узком расположен вход. Дом выглядит как вырезанный из круга сегмент. Трапециевидная форма домов или могильных сооружений впоследствии не раз повторяется в культурах Европы, выгнутый торец – тоже (греческая апсида). Основания слегка углублены в землю, полы обмазаны известью, поверхность их лощеная, красная или белая. Очаг внутри дома обложен камнями, а перед ним помещается каменная плита с чашевидным углублением в центре. Ее многие археологи трактуют как алтарь или жертвенник, но инженер-архитектор Предраг Рустич, много работавший на раскопках Лепенского Вира (это он исследовал возможности омута), реконструирует для домов шатровое перекрытие и считает, что в углубление плиты вставлялся центровой столб для опоры кровли (правда, ему возражают, что такой столб был бы устойчивее, если его просто вкопать в землю). Ничего подобного этой архитектуре в Европе ранее не было.

 

arh4

Форма жилища.

kameni-zrtvenik

Каменный жертвенник (?).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скульптура. Возле очагов найдены каменные скульптурные изображения (бюсты) людей или антропоморфных богов, сделанные из валунов, в том числе крупные, в натуральный рост человека — это самые ранние в мире скульптуры. Все статуи — с рыбьими чертами круглого лица: рот с выпуклыми губами передан изогнутым овалом с опущенными краями, глаза выпуклые, круглые. Возможно, это божество, распоряжавшееся рыбьим царством – основой благоденствия жителей Лепенского Вира и всей культуры. Но больше от рыбы в этих статуях нет ничего – ни жабр, ни плавников, ни хвоста. Возможно, это просто примитивный способ передачи реалий, непроизвольная стилизация, ставшая традиционной. Эти черты впоследствии также повторяются в неолитических и энеолитических статуях Европы (и занесены даже на Дальний Восток в бронзовом веке).

 

skulptura-vodena-vilaskulptura-rodonacelniklepenskihead

 

 

 

 

 

 

 

 

900_900_fixed

Скульптура прародительницы Лепенски Вир.

 

Погребения. В некоторых домах в неглубоких ямах оказываются погребения людей. Они лежат большей частью вытянутыми на спине, возле черепа и таза насыпана охра. Та же картина наблюдается и в других поселениях этой культуры. Изредка попадаются и другие позы погребенных (скорченные или с ногами, поджатыми к тазу). Есть среди них обезглавленные, некоторые со следами ранений. Но все поражают исключительным здоровьем. За две с половиной тысячи лет здесь сменилось примерно 120 поколений – и на скелетах нет признаков перенесенных болезней. Рядом с погребенными ставили оленьи рога — на этом основании некоторые исследователи полагают, что у лепенсковирцев существовала вера во что-то типа переселения душ, так как олень каждый год сменяет свои рога. Но они могли быть и просто знаком причастности к Оленьему богу, хозяину основного предмета охоты: культ такого божества в Европе идет с палеолита (засвидетельствован пещерной живописью во Франции) и существовал в мезолите Дании.

 

lepenskigraves65

Погребения

 

 

protolepenskigrave

Погребенный на спине с поднятыми (и распавшимися) коленями.

 

Этногенез? Антропологический тип обитателей близок восточноевропейским кроманьонцам верхнего палеолита. В верхнем слое Лепенского Вира есть и более грацильные особи – это влияние средиземноморского населения юга Европы и Анатолии.  В верхнем слое Лепенского Вира залегают уже артефакты неолитической старчево-кришской культуры, население которой принадлежало к средиземноморскому антропологическому типу. Многие считают, что культура Лепенски Вир – Скела-Кладовеи стала основой старчево-кришской культуры, хотя между ними есть хронологический зазор и антропологический разрыв.

Конец жизни на поселениях этой культуры не совсем понятен: не было ни нападения врагов, ни природной катастрофы, просто с наступлением неолитической эпохи население покинуло свои дома и куда-то ушло. И то сказать, для сельского хозяйства это не самый лучший район. Куда они ушли и что с ними стало– неизвестно.

ЛСК

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015