Генофонд.рф /
Словарик /
Археология теоретическая
Археология теоретическая
Археология теоретическая и ее деление. Теоретическая археология – отрасль археологии, разрабатывающая теоретические проблемы археологии и рассматривающая теории археологии как важный инструмент археологической науки. В центре их — общая теория археологии. На основе общей теории в этой отрасли формируются (или в рамки общей теории вписываются) частные археологические теории, а уж они предоставляют теоретическую базу для разработки методов исследования и для объяснения фактов в конкретных исследованиях — для построения конкретных объяснительных концепций, для исторических реконструкций.
Техническая часть разработки методов и конкретные объяснительные штудии в теоретическую археологию как особую отрасль, требующую специализации, не включаются.
Как особая отрасль археологии она возникла в основном в середине 70-х годов ХХ века, когда вышли обзор Л. С. Клейна на англ. («Панорама теоретической археологии», 1977) и методологическая книга Ж.-К. Гардена «Теоретическая археология» 1979, русск перев. 1983 (более поздний очерк, рассчитанный на неспециализированного читателя, – Dark 1995). Конечно важные теоретические труды Монтелиуса, Чайлда, Уолтера Тэйлора, Бинфорда, Д. Кларка и др. выходили значительно раньше, но сплошным потоком теоретические книги и статьи пошли примерно с 70-х годов, стали возникать журналы, специализированные на теории и т. д. Формирование теоретической археологии поставило вопрос о структуре этой отрасли археологии. А тем самым о группировании археологических теорий.
Гарден разделил свою книгу на две части: компиляцию и экспликацию – под ними он понимает составление (сбор и упорядочение материала) и прояснение, то есть интерпретацию. Примерно на те же две части Клейн разбил свой двухтомник «Археологическое исследование» (2012 – 2013). Но книга Гардена не вполне соответствует своему названию. Это не разбор теорий и их создания и употребления, а лишь анализ логической схемы археологического исследования (такой схеме следую и я в указанном двухтомнике). В английском переводе книга названа точнее: «Археологические конструкты: аспект теоретической археологии».
Конечно, можно делить теории на группы по существующим отраслям археологии – теории первобытной археологии, ориенталистической, античной, археологии медиевистики, промышленной. Можно вообще разбить теории археологии по хронологии ее предмета. Какие-то особенности у каждой из них есть в связи с особенностями предмета, но вряд ли очень существенные: для теорий ведь характерна большая степень общности, абстрагирования от предмета. За пределами первобытной археологии похоже, что теории античной археологии вообще не будут отличаться от теорий ориенталистической или средневековой. Это будут одни и те же теории. Можно разделить теории по источникам проникновения в археологию их объяснительных идей, но эти источники не просто лежат вне археологии, а зачастую по отношению к археологической науке просто случайны. Можно сгруппировать теории по степени готовности тех или иных компонентов теории – математического аппарата, формализованного языка, постулированных законов и т. д. Но совершенно очевидно, что это носит временный характер.
В поисках более надежного, логичного и практичного критерия пришлось обратиться к размещению теорий в пространстве теоретической археологии. Дело в том, что ее границы не очень жестко определены – не из-за временных или случайных обстоятельств, а по природе вещей. Будучи по необходимости тесно связана а) с археологическим материалом и всей соответствующей информацией, теоретическая археология также связана б) с историей, преисторией, социологией, антропологией и культурологией, поскольку для них археология добывает и препарирует свой материал, а также в) с науковедением, методологией и отчасти с философией, потому что с их помощью отрабатывает свои теории и методы.
Поэтому Клейн в 1982 г. счел целесообразным сгруппировать теории археологии по трем группам. Названия подобраны не совсем точные, но, как и всякие термины, они условны, и всё же дают представление о сути дела.
Те теории, которые нацелены непосредственно на археологический материал, названы эндоархеологическими, то есть внутри-археологическими (я предпочел воспользоваться греческими префиксами для однородности терминологии и для того, чтобы подчеркнуть, что это термины).
Те теории, которые обслуживают фундаментальные для археологии понятия, но своей аргументацией, собственно, находятся в поле смежных наук, названы параахеологическими, то есть около-археологическими.
Те теории, которые направлены не на археологический материал, а на саму археологию как науку, то есть носят науковедческий и методологический, частично философский характер, названы метаархеологическими, то есть расположенными вне археологии (за археологией) и нацеленными на нее. Это сделано по аналогии: в физике были представлены знания о физическом мире, а в метафизике были собраны рассуждения о способах познания (изучения) физического мира. Метатеорией у философов принято называть теорию о теориях.
Для краткости вместо выражения «эндоархеологические теории» употребляется слово «эндоархеология», и соответственно вместо «параахеологические» и «метаархеологические теории» — «параархеология» и «метаархеология». При этом по правилам греческой грамматики полагалось бы писать «эндархеология», «парархеология» и «метархеология», ибо в греческом перед гласными гласное окончание в приставках «пара-», «мета-» съедается (метопа, пародия, парантроп), но в современных европейских языках это правило часто нарушается ради удобства опознания приставки. Приставки «мета-» и «пара-» и даже «эндо-» воспринимается уже как собственные, причем в полной форме (благодаря популярным словам «метафизика», «метафора», «метаморфоза», «метастаз», «парабола», «парадокс», «паранойя», «эндокринолог», «эндогамия», «эндокардит»).
Есть еще и четвертая отрасль теоретической археологии, вошедшая в ее состав также недавно. Это история археологии.