Урукская культура
Урук, урукская культура, урукский период — энеолитическая культура, которая охватывала во второй половине 4-го тыс. до н. э. Южную Месопотамию. Названа по древнему шумерскому городу Урук, потому что выявлена при его раскопках в XIV—IV слоях (нумерация шла сверху вниз). Ей предшествует культура убейдская, представленная в Уруке более ранними слоями (XVIII—XV). Раскопки Урука вел Вальтер Андрэ с 1902 г., затем другие немецкие экспедиции на очень высоком методическом уровне.
Урук (библейск. Эрех, греч. Орхоя, соврем. Варка) позже, в III тысячелетии до н.э. (в периоды Джемдет-Наср и раннединастический), фигурирует в истории как город государство шумеров в Нижнем Двуречье (Южный Ирак). Это первое поселение, обнесенное стеной и ставшее городом в Южной Месопотамии, причем ее храмовым и военным центром. В нем ок. 3000 г. возводятся монументальные здания из сырцового кирпича —в центре города Урука «Красное здание» (тут предполагается место народных собраний) и «Белый храм». В 28 – 27 веках тут правил легендарный Гильгамеш, ставший героем эпоса, а в 24 веке Урук стал столицей всего Шумера, но был завоеван Саргоном Древним и включен в его государство Аккад. В 22 веке он стал столицей Шумера и Аккада. Оставался важным центром и в дальнейшем, но уже не столь доминирующим. Но это всё в позднейшие периоды .
В период же, предшествующий историческому господству, предшествующий Джемдет Насру, во второй половине IV тыс. от поселка к городу. В середине 4-го тысячелетия до н. э. на месте будущего города находилось около сотни деревень на сети проток и небольших искусственных каналов. В центре располагался обнесённый стеной священный участок Э-Ана («Небесный дом») — место почитания богини, известной позднее как Инанна, богиня плодородия и любви. Это здесь на переходе к периоду Джемдет-Насра на месте менее импозантных зданий будут построены величественные «Белый храм» и «Красное здание». Город Урук сложился из слившихся поселений Э-Ана, Урук и Кулаба.
Поселения располагались цепочками, вытянутыми с севера на юг по древним каналам. Создание целой системы каналов, орошавших поля, было важнейшим достижением. Одним из результатов этого явился рост населения: в районе Урука археологи зафиксировали свыше 120 поселений, в бассейне Диялы — 43. В основном это деревеньки, возможно даже отдельные усадьбы, но есть и поселки площадью свыше 10 га (не городского ли типа?). Уже в это время выделялся Урук, территория которого достигала 45 га.
Архитектура. В культовом центре Э-Ана, вошедшем в Урук, располагалось несколько монументальных комплексов в основном храмового характера. Они функционировали одновременно и неоднократно перестраивались и изменявших планировку. Основной план следовал традиции, сложившейся еще в убейдском Эреду: трехчастное деление с вытянутой целлой в центре для статуи божества. При каждой новой стройке руины прежних построек образовывали платформу, и к концу IV тыс. она достигла 13 -16-метровой высоты. Весь комплекс дополнительно обведен крепостной стеной. Храмы на этом искусственном возвышении также были крупнейшими в городе. Храм Инанны был 75 х 25 м, а Белый храм — 78 х 33 м. Для облицовки его цоколя известняк доставляли с предгорий Загроса за многие десятки километров, а известняк для храма в Эреду II волокли с гор к Тигру и спускали вниз по реке.
Для отделки плоскостей стен использовали глиняные конусы (как бы глиняные гвозди), окрашенные в три цвета — красный, белый и черный. Их густо вставляли в стены, образуя шляпками мозаичные узоры. Так было украшено «Красное здание» неподалеку от Белого храма. Это, собственно, стены вокруг двора с подиумом, на котором на одном конце возвышались 8 массивных колонн. Полагают, что это было место народных собраний во главе с советом старейшин Урука.
Керамика сделана уже на гончарном круге. В Уре этого времени обнаружены остатки керамической мастерской, где в отвалах был найден даже и гончарный круг из обожженной глины. Для этого периода характерны и новые формы: глиняные сосуды с высокой ручкой и длинным носиком явно воспроизводят металлический прототип. Сами прототипы тоже представлены — сосудами из меди и серебра. По орнаментации керамика выглядит скромнее, чем крашенные сосуды убейдского времени. Нерасписная керамика преимущественно светлая, но также есть и покрытая красным ангобом, и черноглиняная. Традиция расписывать керамику сохранялась, но очень слабо.
Металлургия весьма развитая. Ок. 4 000 г. до н.э. обитатели урукских поселений научились получать медь из руды. Они открыли также способ получать изделия из меди, серебра и золота в каменных литейных формах, широко применяли литье по восковой модели. Около 3 500 г. до н.э. (то есть в начале урукского периода) они стали сплавлять медь и олово, получая бронзу. Известен им был и сплав меди со свинцом — свинцовая бронза. Из металлических орудий и оружия найдены копья, кинжалы, серпы, тесла и рыболовные крючки.
Хозяйство. Ирригационное пашенное земледелие было основой экономического добробыта урукских общин. Среди пиктографических (урукских) знаков имеется немало изображений плугов, в которые запрягались волы. Для пахоты использовали быков, для чего создан новый, более эффективный плуг, позже появился металлический лемех. Это позволило вспахивать больше земель и увеличить урожай.
Транспорт. По изображениям известно, что в Шумере второй половины IV тыс. до н. э. употреблялись для перевозки грузов не только лодки и четырехколесных повозки, но и сани-волокуши.
Знаковая символика. На сравнительно позднем этапе урукской культуры (с Х слоя) появляются цилиндрические печати. Каждая печать – это небольшой цилиндрик (длиною 2,5 -7,5 см и толщиной с палец или карандаш). Он сделан обычно из полудрагоценных пород камня. Внутри проходит тонкий канал для шнурка, чтобы носить печать на шее. На лицевой стороне печати вырезан рисунок, который если прокатать его по сырой глине, застынет в ней, удостоверяя собственность. Это индивидуальное клеймо. В качестве мотивов рисунков служили мифологические существа и боги, сцены из повседневной жизни, фризы из животных и растений.
А под самый конец периода (слой IV) появляются древнейшие шумерские документы на глиняных табличках, еще пиктографические. Иероглифическое письмо возникает уже на следующем этапе.
Статуэтки и рельефы. Как и в других восточных культурах многочисленны культовые объекты и амулеты — фигурки животных: быки, овцы, птицы, львы и другие хищники. А вот женские статуэтки утратили популярность.
В Уруке на переходе от урукского периода к Джемдет-насру обнаружена базальтовая стела с резной сценой: двое бородатых мужчин убивают львов стрелами из луков. Оттуда же происходит высокая алебастровая ваза, на которой в низком рельефе вырезана богиня Инанна, принимающая дары от жреца или правителя. Видимо, ей же принадлежит мраморная личина со вставными глазами (вероятно, из драгоценных камней (не сохранились). Реализм и совершенство черт почти на уровне античного искусства).
Погребения этого времени в самом Уруке или Уре не представлены. Зато известен могильник на севере – в Тепе-Гавра XI – VIII (урукский период). В нем около 200 погребений, большинство из них детские, под полами жилых домов или около храмов. А около 80 могил принадлежали знатным взрослым. Это расположенные между домами ямы, в них прямоугольные камеры, сложенные из камня или сырцового кирпича и перекрытые деревом или каменными плитами. В каждой находится по покойнику в скорченном положении и, вероятно, в одежде и с обилием украшений. Это разрыв с убейдской традицией вытянутых погребений и проявление новой традиции, которая на юге Месопотамии представлена традицией Джемдет-Насра.
Происхождение. Многие археологи полагают, что урукская культура складывается на основе более ранних местных культурных традиций, на основе убейдской культуры Месопотамии. Преемственность прослеживается по различным категориям объектов – от украшений до храмовых комплексов.
Однако некоторые археологи обращают внимание на неожиданное появление новых типов керамики, в частности красной и черноглиняной. С этим согласуется появление новой погребальной традиции – скорченных погребений. Кроме того, некоторые шумерские города, основанные в убейдский период, носят нешумерские названия, например Лагаш. Эти ученые строят гипотезы о приходе в Месопотамию шумеров именно с урукской культурой откуда-то со стороны. Сторонники местного происхождения возражают им: это внедрение гончарного круга повлекло за собой изменение набора форм сосудов, а совершенствование обжига позволило получать черноглиняную керамику. Кроме того, старая расписная посуда позднеубейдского облика не исчезает сразу, а лишь постепенно вытесняется новыми образцами. Но некоторое включение местного население в новый народ естественно почти при любой миграции.
Наоборот, именно керамика урукского типа оказала мощное влияние на страны, соседние с Месопотамией, — Элам на востоке и Сирию на северо-западе.
Конец периода и переход к периоду Джемдет-Наср (находками с III слоя Урука вверх и в других местах) наступил около 3000 г. до н. э. В этот момент влияние Урука в регионе было ослаблено, что может означать поражение Урука в какой-то войне. Но это было сугубо временное ослабление: именно в начале Джемдет-Насра построены Белый храм и Красное здание, впереди Гильгамеш и первые династии Урука и Ура.
ЛСК