Доска объявлений

Сбор средств на памятник Л.С.Клейну

По инициативе сына выдающегося археолога и филолога, профессора Льва Самуиловича Клейна для увековечения его памяти на месте захоронения открыт сбор средств на памятник на краудфандинговой платформе  Boomstarter. Все желающие могут присоединиться http://boomstarter.ru/projects/1124342/ustanovim_pamyatnik_kleynu_ls

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Эксперты отвечают / Чуваши — кто они на самом деле?

Чуваши — кто они на самом деле?

Вопрос от: Сантей Теменов

Хочу узнать подробнее о чувашах, надеясь на вас как высококвалифицированных специалистов. Развейте все мифы. У чуваш есть три разные этнические группы: это Верховые (горные), Средненизовые и Низовые (степные). Отличаются они между собой как по внешности, национальной одежде и диалектом. «Верховые» чуваши считают себя потоками племени «Сувар» говорят на окающем диалекте, в их языке много марийских слов. «Низовые» же наоборот относят свою идентичность к «Булгарам» и у них укающий диалект, присутствует в языке больше тюркских слов. Так откуда такая разница, и к каким корням уходит их история?

Как я знаю уважаемый мной генетик Олег Балановский, рассказал нам о генетике чувашей, проживающих на территории Татарстана. Второе хотелось бы узнать когда будут исследованы чуваши как популяция по этим трем отдельным группам (в медицинских целях) так как могут быть различия в геноме, и лекарства будут действовать по разному. Так как вы казанских татар иследовали по разным группам казанских, мишарей и икрящен. Правильнее будет и у чуваш сделать выборку по такой же системе отбора, или я не прав?

Ответ эксперта: Про этнографические группы чувашей

Отвечает Сергей Утриван

В чувашском этносе выделяют три этнографические группы — верховые — вирьял, средне-низовые — анат-енчи и низовые — анатри (подгруппой анатри являются так называемые степные — хирти). Границы между ними условные. Есть различия в элементах национальной одежды, в некоторых традиционных обрядах. По внешности особых отличий нет, различные антропологические типы (более европеоидные или монголоидные) встречаются среди представителей всех трех групп. Вопрос их происхождения пока остается спорным, есть разные теории чувашского этногенеза. В целом, чувашский народ происходит от одной этнокультурной и языковой общности, в которую в ходе различных переселений и исторических процессов могли вливаться иные этнические группы.

Предками чувашей считаются волжские булгары, часть из которых с началом монголо-татарского нашествия и на протяжении XIII — XV веков бежала от постоянных набегов и разорений на территорию центра и севера-востока современного Чувашского края, в тогда еще глухие леса в бассейнах притоков Волги Цивиля и Аниша. Здесь сформировалась старшая этнографическая группа — анат-енчи (современные Цивильский, Марпосадский, Козловский, части Чебоксарского, Урмарского и Красноармейского районов). Впоследствии, в ходе освоения чувашами западных и северо-западных районов современной Чувашии — Посурья и ассимиляции местного немногочисленного финно-угорского населения — предков мордвы-эрзя и горных мари, появились вирьял (современные Моргаушский, Ядринский, Аликовский, Красночетайский, Шумерлинский, части Чебоксарского, Красноармейского и Вурнарского районов). В ходе освоения т. н. «Дикого поля» — то есть полустепных и степных южных и юго-восточных районов Чувашии, начиная со второй половины XVI века, после разгрома Казанского ханства и вхождения Чувашского края в состав России, появились анатри (современные Ибресинский, Батыревский, Шемуршинский, Яльчикский, Комсомольский, части Янтиковского, Вурнарского, Канашского и Урмарского районов).

Диалектные различия не так существенны (особенно между анат-енчи и анатри), в последнее время они сильно нивелируются под влиянием общепринятого, в том числе в образовательной системе, чувашского литературного языка, основанного на диалекте анатри. Все чуваши легко понимают друг друга. Есть определенные различия между вирьял и остальными группами, в том числе в связи с тем, что в ходе освоения лесного края могли быть заимствованы определенные слова, характерные для лесного хозяйства и быта и потому малоиспользуемые населением степного края. В разных группах используются разные слова, которые обозначают один и тот же предмет, но всем чувашам понятно, о каком предмете идет речь. Пожилое население может использовать слова-анахронизмы. Молодежь же использует больше заимствованных из русского языка слов. Эти различия могут быть даже в пределах одного района или местности, между населением соседних деревень.

Например, упомянутое Вами «уканье» встречается, в основном, в Яльчикском районе, где живут анатри, но не во всех населенных пунктах. В части чувашских деревень Батыревского района, расположенных рядом с Яльчикским, также встречается «уканье». Данная диалектная особенность, аналогично, может встречаться или не встречаться в их материнских селениях, откуда предки современных анатри переселились на юг, — в средненизовых Урмарском, Козловском, Маропосадском районах, где в одних селениях «укают», в других — нет.
Имеются и другие диалектные различия между верховыми и низовыми чувашами. Лучше всего по данному вопросу почитать специальную литературу или обратиться к более квалифицированным специалистам — чувашским лингвистам — сотруднику Чувашского государственного института гуманитарных наук Николаю Ивановичу Егорову и Александру Савельеву.

Сергей Утриван, историк, научный сотрудник лаборатории популяционной генетики человека МГНЦ

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015