Знак
Знак. Материально выраженная замена реального явления (предмета, события или понятия) в процессе обмена информацией в обществе. Знаками занимается специальная область информатики – семиотика. Чарлз Пирс, а за ним и Роман Якобсон классифицируют знаки на три категории:
1) знаки-реалии, знаки-индексы, в которых между означающим и означаемым есть действительная связь – например, дым от огня; тут вещи информируют о самих себе и воздействуют своими природными свойствами;
2) иконические знаки, в которых вместо этой связи есть лишь внешнее сходство – таковы изображения, рисунки на грузах (хрупкая рюмка: содержимое может разбиться); и
3) символы – знаки, не схожие с обозначаемым и связанные с ним условно и специально, но всё еще весьма жестко, — тут налицо только условное соглашение о связи – таковы слова и многие сигналы, буквенное письмо.
Есть еще один вид знаков – 4) метафоры – переносные значения, связанные непосредственно и жестко не с обозначаемым предметом, а с его мимолетной подменой, а уж та связана с ним по сходству или взаимодействию в некотором контексте (метафоры обычно неоднозначны и придают живой речи ее гибкость).
Семиотика отличает от знаков непроизвольные сигналы (не путать с намеренными сигналами людей) — это те замены реального явления, которые не введены в общественную практику людьми, а возникли сами в природе. Например крики, которыми животные дают друг другу знать о приближении хищника. Условно к таким сигналам можно приравнять приметы природных явлений.
Если вся культура в большей мере сводится к программе, рассчитанной на передачу и усвоение, то естественно, что особо важное место принадлежит в ней тем знаковым системам, которые специально и исключительно предназначены служить знаковыми системами — хранить и передавать информацию. Системы подобного назначения, в том числе символические, есть и у животных (различия в окраске, следы, брачные ритуалы, звуковые сигналы и т. п.).
Подобно всем компонентам культуры, системы этого назначения у людей оказались искусственными и условными. Это означало огромный рывок. Во-первых, это позволило использовать знаки всех видов — в том числе иконические и метафорические, недоступные животным (и важные не только для искусства). Во-вторых, это позволило отделить символические знаки и их смысл от конкретных ситуаций, а далее — при усложнении взаимодействия между людьми свободно расчленять и умножать значения, сочетать их независимо от сочетания реалий, применять знаки (особо сигнализируя об этом) к воспоминаемым и предвидимым ситуациям (т. е. накапливать в знаковой системе опыт и заготовлять впрок решения), наконец, сформировать особые правила сочетания знаков, адекватные законам жизненной практики. Так родились «естественный язык» и его неотделимый спутник — абстрактное мышление.
В археологии знаковой деятельности принадлежит двоякая роль. Во-первых, в археологическом материале часто представлены разные виды знаков – от изображений с разнообразным смыслом до всяческой символики и буквенных надписей. Во-вторых, сами артефакты, любого вида, археологи представляют как источники, то есть знаки неких явлений прошлого, а одно из археологических течений (пост-процесуализм) строит всю интерпретацию на осознании этой знаковости (Ян Ходдер с его «Чтением прошлого»).