Доска объявлений

Сбор средств на памятник Л.С.Клейну

По инициативе сына выдающегося археолога и филолога, профессора Льва Самуиловича Клейна для увековечения его памяти на месте захоронения открыт сбор средств на памятник на краудфандинговой платформе  Boomstarter. Все желающие могут присоединиться http://boomstarter.ru/projects/1124342/ustanovim_pamyatnik_kleynu_ls

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Языки, гены, народы / Скифы: язык и этнос

Скифы: язык и этнос

Скачать страницу в PDF

0258
Историк Сергей Кулланда о проблеме происхождения скифов и особенностях скифского языка

Скифы – один из немногих бесписьменных народов древности, от которых до нас дошли и самоназвание, и достаточно подробные и в целом заслуживающие доверия сведения иноязычных нарративных источников. Это позволило считать их создателями богатейших памятников Северного Причерноморья соответствующего времени, чья материальная культура тем самым обрела этническую идентификацию, что можно сказать далеко не о каждой археологической культуре. Тем не менее происхождение скифов остается предметом споров.

Ранняя история

Письменные источники содержат не так уж много сведений о ранней истории скифов. Геродот (IV 11) и Диодор (II 43) сходятся на том, что скифы пришли в Восточную Европу из Азии (Геродот), перейдя реку Аракс (Геродот), близ которой они до этого жили (Диодор), и, изгнав киммерийцев (Геродот, Аристей apud Hdt. IV 13), заняли горные земли вплоть до Кавказа и равнины у Океана (Черного моря) и Меотийского озера (Азовского моря) вплоть до Танаиса (Дона) (Диодор). Для оценки достоверности этой традиции важно, что сообщение Диодора о том, что скифы владели страной в горах до Кавказа, подтверждаются археологическими данными, а именно сосредоточением наиболее ранних памятников, в которых представлен скифский культурный комплекс, в Предкавказье. Затем скифы, преследуя киммерийцев, прошли через Кавказ и вторглись в Мидию (Hdt. IV 12). Пребывание скифов в Передней Азии также подтверждается независимыми данными клинописных источников, в которых упоминается их самоназвание (см. ниже), и археологии (находки ближневосточных вещей на ранних скифских памятниках Северного Кавказа и скифских артефактов на переднеазиатских памятниках).

Map-4

Карта расположения Скифии. Источник: The Scythians 700-300 BC. Text by Dr. E.V. Cernenko. Colour plates by Angus McBride from reconstructions by Dr. M.V. Gorelik . London: Osprey Publishing

Разумеется, отрывочные сведения античной традиции о ранней истории скифов можно трактовать по-разному, тем более, что неясно, какой Аракс имеется в виду: под этим названием в древности могли выступать разные реки. Так, Л.С. Клейн (Легенда Геродота об азиатском происхождении скифов и нартский эпос. – Вестник древней истории (далее ВДИ), 1975, № 4) предположил, что рассказ Геродота о приходе скифов в Северное Причерноморье из-за Аракса есть реминисценция их временного отступления из Передней Азии, где их пребывание засвидетельствовано клинописными источниками (под Араксом он при этом предложил понимать современный Аракс в Закавказье), а Геродот просто спутал рассказ о возвращении из похода с легендой о первоначальном вторжении скифов в места их последующего обитания. Вопроса о том, откуда скифы появились в Передней Азии, Л.С. Клейн специально не рассматривал, но высказал мнение, что косвенные данные скорее свидетельствуют об их автохтонности в Северном Причерноморье. Принимая, однако, во внимание, что версия Диодора, видимо, независимая от Геродота, также повествует о постепенном подчинении скифами земель сначала от Кавказа до Танаиса, а затем от Танаиса до Фракии, можно предполагать, что автохтонами Северного Причерноморья скифы, согласно античной традиции, опиравшейся на их собственные предания, все-таки не были. Задаваясь вопросом о том, откуда они туда пришли, мы вновь сталкиваемся с проблемой идентификации Аракса. Теоретически Араксом, из-за которого пришли скифы, мог быть и современный Аракс, и Волга, и Урал, и Аму- или Сыр-Дарья, но учитывая, что ближайшие родственники европейских скифов, саки, обитали в Средней Азии, первых, видимо, следует выводить из-за Волги (в широком смысле), а не из Передней Азии.

О том же, насколько можно судить, свидетельствует и археология. Во всяком случае, из приблизительно дюжины категорий артефактов, характеризующих раннескифский культурный комплекс, самая значительная часть происходит из Приаралья. Оттуда, по-видимому, берут начало парные культовые бронзовые ножи, грибовидные застежки и застежки-палочки, биметаллические клевцы-чеканы, то есть боевые молоты, стремечковидные удила, зеркала с петельчатой ручкой и каменные блюда.

Скифский язык

К сожалению, археологические данные не содержат сведений об этнической принадлежности скифов. Рассмотрение этногенеза любого народа естественно начинать с определения его языковой принадлежности, ибо язык – один из основных отличительных признаков этноса. Это тем более важно в отношении скифов, так как изучающие их исследователи, большинство которых по понятным причинам составляют археологи, при обсуждении проблем этнической истории лингвистическим вопросам почти не уделяют внимания1. Однако в изучении скифского языка сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, все дошедшие до нас в той или иной передаче скифские слова и имена тщательнейшим образом проанализированы и для подавляющего их большинства установлены надежные иранские параллели2, с другой – лингвисты (а вслед за ними и остальные скифологи), за редкими исключениями, игнорируют наличие фонетических особенностей, характерных именно для скифского, – в отличие, скажем, от сарматского, – что создает почву для необоснованных этимологий, на которых представители других дисциплин строят далеко идущие выводы. Господствующее мнение о скифском языке гласит, что «на современном уровне развития языкознания установлена только общая иранская принадлежность скифского и сарматского языков. Разделение скифского и сарматского языков, отнесение конкретных слов, имен и т. д. к какому-либо из них невозможно» (С.В. Полин. От Скифии к Сарматии. Киев, 1992: 88). В результате скифский язык предстает конгломератом разновременных фонетических явлений, характерных для разных подгрупп иранских языков, являя собой нечто похожее на знаменитого слона с заячьими ушами, изображенного на рельефе Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

Стоило бы сопоставить языковые данные со сведениями других отраслей науки, но, к сожалению, антропологические и генетические материалы по ранним скифам весьма скудны, чтобы не сказать больше. Как пишет А.Г. Козинцев, «[н]аселение… эпохи архаической Скифии, известной в основном по материалам из лесостепи, к сожалению, почти не представлено; отсутствуют и архаические материалы с Северного Кавказа… Наиболее ранней, видимо, является лесостепная группа из Медвина (VI–V вв. до н.э.)» (А.Г. Козинцев. Скифы Северного Причерноморья: межгрупповые различия, внешние связи, происхождение. – Археология, этнография и антропология Евразии 4 (32) 2007: 144). В результате пока невозможно определить антропологический облик, генетические характеристики и связи ранних скифов, чьи памятники расположены прежде всего в Предкавказье. Как считают А.А. Ковалев и А.Г. Козинцев, степные скифы, чья материальная культура отличается от раннескифской, антропологически весьма близки носителям окуневской, или чаахольской археологической культуры Тувы. Это может свидетельствовать об их приходе в Северное Причерноморье с территории нынешней Тувы и прилегающих районов, но, вопреки мнению упомянутых специалистов, не распространяется автоматически на ранних скифов. То же относится и к имеющимся образцам древней ДНК, также происходящим из скифских могильников классической эпохи. Поэтому основное внимание мы уделим рассмотрению языковых данных под историческим и этнокультурным углом зрения. Неизбежный при таком подходе некоторый «перекос» в сторону языка вполне допустим, учитывая почти полное отсутствие сведений о нем в подавляющем большинстве работ о скифском этногенезе,

В приводимой ниже таблице обобщены реконструируемые, хотя и с различной степенью надежности, рефлексы общеиранских фонем в скифском и, соответственно, фонетические особенности, отличающие скифский от большинства известных нам синхронных ему иранских, в первую очередь сарматского.

Общеиранский

Скифский

*d-, *-d-

l (кроме кластеров γd, nd): скиф. Παραλάται = авест. paraδāta- и пр. (Семереньи и др. для отдельных этимологий или диалекта царских скифов; Витчак впервые для скифского в целом)

*xš-

š/s-: Σαϊταφάρνης < *Xšaitafarna-, ‘[Обладающий] блистательным (или «царственным») фарном’ и пр. (Харматта, хотя он и считал это явление сарматским)

*ś

θ: имена скифских царей у Геродота Σπαργαπείθης (из иранского *Spargapaiśa- – ‘Подобный цветку’ или ‘Цветущего вида’, ср. ваханское sprəγ́ ‘цветок’ и авестийское paēsa- ‘украшение’) и ’Αριαπείθης (<*Aryapaiśa- ‘Арийского облика’) (Абаев – но считал заимствованием)

*-nt-

-d- (?): имя скифского царя у Геродота Μαδύης < *mantu- (ср. авестийское mantu-, древнеиндийское mántu- ‘советник; правитель’); этноним Ἀμάδοκοι < *a-mantu-ka- ‘не имеющие правителей’ (Кулланда)

*-θ-

-- (?): скифский Nom. pl. *pāyah ‘пути’ < *paθayah, восстанавливаемый на основании топонима Εξαμπαῖος, который Геродот переводит Ιραὶ ὁδοί, ‘Священные пути’ и пр. (Маркварт)

*-š-

-- (?): скифское spau- ‘глаз’ (приведено Геродотом в форме σποῦ) < индоевропейского *spaƙsu-, иранского *spas/šu-; скифское kararu- ‘кибитка’ (у Гезихия καραρύες) < иранского *kərəšaru- – ср. тохарское A kursär, B kwársär ‘упряжка’ (Витчак)

*h-

-- (?): имя скифского царя у Плутарха и Страбона Ατέας < *hati̯a- ‘Истина’ (но ср. легенду на монете ΑΤΑΙΑΣ) и пр. (Фасмер)

*tu̯

t (?): имя скифского царя у Геродота Τάξακις (если из *Tu̯axša-ka- ‘Стремящийся’); имя скифа у Лукиана Τόξαρις (если от того же корня, но с суффиксом ra); самоназвание Геродотовых скифов Σκόλοτοι (если из *Skula-tva-); в двух последних случаях огубленность могла бы объяснить появление o вместо ожидаемого a) (Мюлленгофф)

*u̯-

∅- (?): имя скифского царя у Геродота ’Όρικος < *U̯arika-/U̯aryaka- и пр. (хотя в греческом мог не передаваться и заведомо произносившийся иранский начальный v (< *u̯) – ср. Vindafarnah- – Ἰνταφέρνης/Ἰνταφρένης (Мюлленгофф)

*xv-

Ϝ - (?): имя скифского божества*Ϝοιτόσυρος у Геродота (Кулланда)

*-xv-

-χ- (?): наименование скифской социальной группы Αὐχάται (Кулланда)

*du̯

*d (?) (если имя Μαδύης не из *mantu-, а из *madu̯a- (Кулланда)

Перечисленные особенности скифского языка важны для исторического исследования прежде всего потому, что позволяют верифицировать распространенные этимологии, на которых нередко строятся историко-культурные выводы.

Обратимся к именам персонажей скифской генеалогической легенды о трех братьях, сыновьях первочеловека Таргитая – Липоксая (Λιπόξαϊς), Арпоксая (Ἀρπόξαϊς) и Колаксая (Κολάξαϊς) (Hdt. IV 57). В.И. Абаев сравнил первый элемент имени Арпоксая с осетинским arf ‘глубокий’ (<*āpra) и перевел все имя как ‘владыка вод’ или ‘владыка Днепра’. Начальный элемент имени Колаксая В.И. Абаев возводил к иранскому xvar (*xu̯ar) ‘солнце’ и переводил как ‘Солнце-царь’ (Осетинский язык и фольклор. Том I. М.-Л., 1949: 242–243).

Развивая гипотезу В.И. Абаева, Э.А. Грантовский предположил, что Κολά- восходит к иранскому xvarya- (*xu̯ari̯a-, с характерным аланским переходом ri/ry > l), а все имя следует переводить как ‘царь неба’. Первый элемент имени старшего брата, Липоксая, который В.И. Абаев счел не поддающимся объяснению, Э.А. Грантовский возводил к иранскому *ripa, названию Рипейских гор, а также гор par excellence. В результате возникла стройная картина, согласно которой имена трех братьев отражали «представление о трех космических плоскостях: верхней – небесной, символизировавшейся солнцем, средней – надземной и нижней – водной или подземной» (Э.А. Грантовский. Индо-иранские касты у скифов. М., 1960: 9).

Чаша

Чаша, IV в. до н. э. Эти изображения Д.С. Раевский считал иллюстрацией к скифскому мифу.

В дальнейшем этимологии имен персонажей скифской генеалогической легенды неоднократно приводились в подтверждение гипотезы о существовании в скифской мифологии представления о трех сферах мироздания. Увы, в данном случае нас ждет, по выражению Гексли, «величайшая трагедия Науки – убиение прекрасной гипотезы безобразным фактом» (The great tragedy of Sciencethe slaying of a beautiful hypothesis by an ugly fact) (Thomas Huxley. Biogenesis and Abiogenesis. – Collected Essays, vol. 8, 1894: 244). «Безобразный факт» в нашем случае заключается в том, что абсолютно все постулируемые при объяснении первых частей имен трех братьев фонетические переходы в скифском были невозможны. Метатезы *pr > rp не происходило не только в скифском, но и в раннесарматском, о чем свидетельствует сарматское название Днепра, сохраненное в греческой форме Δάναπρις (скифы называли Днепр Борисфеном, Βορυσθένης), следовательно, первая часть имени Арпоксая не может восходить к слову *āpra- ‘глубина’. Не происходило в скифском и перехода ri в li или ry в l, что видно хотя бы из записанных Геродотом скифских имен: Ариапиф, Ариант, Орик. Следовательно, первая часть имени Липоксая не может восходить к иранскому *ripa-, а первый элемент имени Колаксая – к иранскому xu̯ari̯a-.

С исследователями сыграло злую шутку смешение разновременных языковых явлений: отмеченные ими фонетические процессы действительно происходили, но в гораздо более поздний период и в другом, хотя и родственном, языке. Сказанное не означает, что мы должны выплеснуть с водой и ребенка, отвергнув гипотезу о трехчастной мифологической модели мира в скифском мировоззрении: в пользу ее существования свидетельствуют, как будто, и иные данные, но нельзя привлекать в подкрепление оной – как и любой другой – гипотезы заведомо неверную этимологию имен персонажей скифского мифа. Это не праздный вопрос, поскольку исследователи, к сожалению, до сих пор склонны опираться именно на означенную этимологию. Так, Ю.А. Дзиццойты подкрепляет отстаиваемую им трактовку отдельных аспектов скифской мифологии утверждениями о том, что «имя Колаксая в переводе со скифского означает ‘Солнце-царь’» (Ю.А. Дзиццойты. Нартовский эпос и Амираниани. Цхинвал, 2003: 116), а имя Липоксая «могло означать либо ‘Гора-царь’, либо – что менее вероятно – ‘Земли царь’» (там же: 105). А.И. Иванчик в статье «Фрагмент скифского эпоса: “Колаксаев конь” в “Парфении” Алкмана» (ВДИ, № 2, 2004) вновь пишет о «Солнце-царе» Колаксае и «царе глубин, вод» Арпоксае, во многом строя на этом свое исследование, и, ссылаясь на работу Э.А. Грантовского, говорит о существовании скифского диалекта, для которого был характерен переход r > l перед i.

По иронии судьбы и сам Э.А. Грантовский, и А.И. Иванчик из отмеченных первым фонетических особенностей скифского языка выбрали (следуя в этом за В.И. Абаевым) для дальнейшей интерпретации ономастического материала те, что были выделены ошибочно, не уделив должного внимания другому, намного опередившему свое время наблюдению Э.А. Грантовского о переходе в этом языке (который Э.А. Грантовский считал одним из скифских диалектов) общеиранского *d в l (хотя в последующих работах Э.А. Грантовский трактовал факты скифского языка с учетом данного перехода – ср. его этимологию имени Палака: от < *Pāδaka- ‘Ногастый; (Длинно)ногий’). Перед нами – очередная иллюстрация того, что в науке никому, даже самому великому ученому, нельзя верить на слово.

О самоназвании скифов

Можем ли мы на основании установленных фонетических особенностей скифского установить, что означало самоназвание скифов, слово *Skuda? Однозначного ответа нет. Неясно, какому из трех фонетически возможных и семантически убедительных толкований отдать предпочтение. Согласно одному из них, впервые сформулированному, насколько нам известно, Лейбницем (на которого в своем описании России, переведенном В.Н. Татищевым, ссылался Страленберг, а на того – сам Татищев) и поддержанному Ф. Юсти, М. Фасмером, О. Семереньи и В.И. Абаевым, слово это восходит к индоевропейскому корню со значением ‘стрелять’ и означает ‘стрелок’ – а скифы славились как стрелки из лука. Французский ученый Франсуа Корнильо сопоставил слово Skuda с ваханским (ваханский – восточноиранский язык, распространенный в Таджикистане и Афганистане) skid ‘тюбетейка’ (еще в недавнем прошлом, видимо, ‘остроконечная шапочка’), которое фонетически закономерно восходит к *skauda (François Cornillot. L’origine du nom des Scythes. – Indo-Iranian Journal, vol. 23.). При таком толковании самоназвание скифов означало бы ‘носящие характерные головные уборы’, а известно, что в древнеперсидских надписях ближайшие родственники скифов, среднеазиатские саки, специально именуются ‘острошапочными’ – тиграхауда. Наконец, О.Н. Трубачев предложил возводить самоназвание скифов к корню со значением ‘отрезать, отщеплять’ (ср. осетинское иронское sk’˚yd, дигорское (æ)skud ‘оторванный’) (INDOARICA в Северном Причерноморье. Москва, 1999: 137). В этом случае самоназвание ‘скиф’ означало бы ‘отделившийся; отщепенец; изгой’ (ср. самоназвания казаков и казахов)3. Ассирийские и вавилонские передачи самоназвания скифов – Áš-gu-za-a-a, Iš-ku-za, Iš-ku-za-a-a с протетическим гласным4, как и греческие Σκύθης, мн. ч. Σκύθαι, свидетельствуют о том, что к началу VII в. до н. э. в скифском общеиранский *d перешел в межзубный звонкий ð (что характерно для восточноиранских языков). В дальнейшем ð в скифском закономерно дал l, и этноним принял вид skula – ср. самоназвание Геродотовых скифов Σκόλοτοι (Hdt. IV 6), образованное при помощи суффикса множественного числа -ta от *skula- (из *skuða- с закономерным юговосточноиранским переходом ð > l), то есть различие между этнонимами «скифы» и «сколоты» не диалектное, а хронологическое.

Любопытна дальнейшая судьба этнонима *Skuða. Он встречается в Библии в форме Ашкеназ (в русской традиции Аскеназ) как личное имя: «Аскеназ, сын Гомера» (Быт. 10, 3), то есть «Скиф, сын Киммерийца». Кроме того, у пророка Иеремии упоминаются «царства Аскеназские» (Иер. 51, 27). Ашкеназ – результат поздней неверной огласовки древнееврейского ’škwz, т.е. Aškūz, прочитанного как ’šknz, поскольку в еврейском квадратном письме, как и в арамейском, w и n обозначались одной буквой, представлявшей собой вертикальную черту. У пророка же Авдия упоминается страна Сефарад: «переселенные из Иерусалима, находящиеся в Сефараде, получат во владение города южные» (Авд. 1, 20). Сефарад – это Лидия, чья столица называлась по-лидийски Šfard-. В средневековой традиции европейских евреев южная страна Сефарад была отождествлена с находящейся на юге Европы Испанией, а северная страна Аскеназ – с находящейся на севере Европы Германией. Так евреи, изгнанные из Испании и нашедшие приют на арабском Востоке, стали называться сефарди, сефарды, то есть лидяне, а евреи, жившие в Германии и вообще в Северной Европе – ашкенази, то есть скифы.

Выводы

Перечислим основанные на языковых и отчасти археологических и генетических данных выводы относительно праиранцев, скифов, их языка, этногенеза и межэтнических связей.

  1. Cкульптура

    Каменное скифское изваяние. Одесская обл., V в. до н. э.

    Праиндоиранцы, праиранцы до распада общеиранского, произошедшего в самом конце II тыс. до н. э., и восточные иранцы (в состав которых входили предки скифов) после этого распада находились в контакте с носителями северокавказских языков. Об этом свидетельствуют заимствования в индоиранском и иранском, чей фонетический облик нехарактерен для индоевропейского в целом и индоиранского в частности (список таких индоиранских слов составил А.М. Лубоцкий: Alexander Lubotsky. The Indo-Iranian substratum. – Early Contacts between Uralic and Indo-European: Linguistic and Archaeological Considerations. Helsinki, 2001). Назовем лишь некоторые: индоиранское *u̯arāźh/jha вепрь’ (др.-инд. varāhá-, авест. varāza-), видимо, заимствовано из правосточнокавказского *wHārƛ̣̱wəкабан, свинья’ (бацбийское buruḳ, цезское beƛo, лакское burḳ ‘id.’, и т. п. (S.L. Nikolayev, S.A. Starostin. A North Caucasian Etymological Dictionary. Ed. by S.A. Starostin. Moscow 1994: 1047). Из пранахского, то есть языка-предка чеченского, ингушского и бацбийского, или цова-тушинского, идет, видимо, приводимое Геродотом слово для обозначения персидского и скифского меча (есть оно и в согдийском): ἀκινάκης, «акинак» Оно не может быть исконно иранским, поскольку в иранском *ki (ки) дало бы ci (чи). Вероятнее всего, иранское слово происходит из пранахского *ɦāhḳ́i (‘железо’) -in- (суффикс прилагательных) -neḳV (‘нож’) ‘железный нож’ (С.В. Кулланда. К проблеме лексических контактов северокавказских, индоиранских и классических языков. – ИНДОЕВРОПЕЙСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ И КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ-XVI (чтения памяти И. М. Тронского). Материалы Международной конференции, проходившей 18–20 июня 2012 г. / Отв. редактор Н. Н. Казанский. СПб., 2012; S.V. Kullanda. North Caucasian loanwords in Indo-Iranian and Iranian. – Scripta Antiqua. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. Альманах. Том третий. К юбилею Эдварда Васильевича Ртвеладзе. М., 2014). Следовательно, праиранская и восточноиранская прародины располагались относительно близко к местам расселения северокавказцев, видимо, не восточнее реки Урала, чего, как правило, не учитывают археологи, выводящие скифов «из глубин Азии». Вместе с тем уже после распада праиранского, т.е. не ранее рубежа III тыс. до н. э., восточноиранские языки контактировали с северокавказскими, о чем свидетельствуют северокавказские заимствования в восточноиранских, отсутствующие в западноиранских. В качестве примера можно привести такие культурные термины как ‘седло’ и ‘вино’: пашто sarγ, согдийское sγr ‘седло’, хорезмийское saγm ‘верблюжье седло’, ваханское sirekh, сарыкольское siregh ‘стеганое шерстяное одеяло; матрац’5 < прасеверокавказского *c̣ǐrqā ‘ковер; покрывало’ – лакское c̣iqa, лезгинское c̣irχ и пр. – NCED: 366; скифское *sana в глоссе Гезихия σάναπτιν (скифское название пьяницы), которое издатели, начиная со Скалигера, заменяют на σανάπην (вторая часть слова, видимо, восходит к корню со значением ‘пить’), осет. sæn/sænæ ‘вино’ идет из празападнокавказского *s(w)ana ‘виноград, вино’ < прасеверокавказского *swĭ̵nē ‘барбарис; смородина’). То же слово, согласно Гекатею, существовало у фракийцев, которые, видимо, заимствовали его у скифов. Судя как по форме, так и по семантике, восточные иранцы заимствовали слово *sana у западнокавказцев.У адыгов слово ‘вино’ было важным культовым термином: день «винопития» (адыг. sānasvə, кабард. sānafə) считался священным, в этот день нельзя было убивать врага (М.А. Кумахов, З.Ю. Кумахова. Нартский эпос: язык и культура. М.: 133–136).

  2. Скифский язык, вопреки распространенному мнению, не был тождествен сарматскому и потому не был предком аланского и осетинского. Произошедшие в нем фонетические изменения (которых нет в упомянутых выше языках), прежде всего переходы d > δ > l и *xš- > сибилянт в начале слова, скорее сближают его с юговосточноиранскими языками, распространенными на территории современного Афганистана, то есть древним бактрийским и современными пашто, йидга и мунджанским. Тот факт, что скифский четко отличался от сарматского, позволяет, в частности, по формальным признакам исключить принадлежность к сарматам носителей определенных этнонимов (сайи) и антропонимов (Сайтафарн), упомянутых в знаменитом ольвийском декрете в честь Протогена. Так, наименование сайев (Σάϊοι) явно происходит из *xšai̯a- ‘правитель, царь’ со скифским переходом *xš > сибилянт в анлауте. Тот же переход наблюдается в имени Сайтафарна (Σαϊταφάρνης), царя одного из северопричерноморских народов, скорее всего, сайев, хотя прямо в источнике об этом не говорится: из иранского*Xšaitafarna-, ‘[Обладающий] блистательным (или ‘царственным’) фарном’. Вопреки распространенному мнению ни сайи, ни Сайтафарн не могут быть сарматами, ибо в сармато-аланском начальный иранский кластер*xš- сохранялся – ср. его передачу греческим ξ- и осетинский рефлекс xs-). Oтказываясь от всяких попыток определить, что отличало собственно скифский язык от близкородственных иранских, вроде сарматского (о распространенности такого подхода говорилось выше), мы обрекаем себя на определение языковой принадлежности тех или иных реалий, деятелей и этносов исключительно на основе историко-культурных соображений, что неприемлемо. Языковая принадлежность определяется лингвистически, а все прочие аргументы могут служить лишь для объяснения языковых феноменов, а не для опровержения лингвистических выводов.

  3. Скифские заимствования предположительно вошли в мидийский и древнеперсидский (через мидийское посредство?), что согласуется с данными письменных источников о деятельности скифов в Передней Азии. Так, литературное греческое слово ‘сатрап’, σατράπης, передает не древнеперсидскую (xšaçapāvan-) и не мидийскую (где ожидалась бы передача начального сочетания согласных греческим кси, что и демонстрируют эпиграфические варианты: ξατράπης, ξαθράπης, etc., отражающие как раз мидийскую норму) форму, а лексему некоего иранского языка, в котором кластер *xš- в анлауте переходил в сибилянт. Таким языком в Передней Азии в соответствующее время был только скифский, учиться которому, по Геродоту (I 73), отправлял мидийских мальчиков царь Киаксар (в последнем полном русском переводе Г.А. Стратановского упоминание об обучении языку по недосмотру опущено).

  4. Скифы, по-видимому, заимствовали имена (и образы?) некоторых божеств (Табити, Гойтосира и др.), а также личные (в том числе царские) имена у носителей иных арийских и неарийских индоевропейских языков, на которые в Восточной Европе наслоился скифский. Так, Табити (Ταβιτί), согласно Геродоту (IV 59), скифское имя богини домашнего очага Гестии, традиционно возводят к иранскому корню *tap- ‘согревать’, хотя уже Фасмер, резонно усомнившись, что бета может передавать иранский -p-6, высказал прозорливую догадку, что в имени Табити, как и в названии Танаиса, начальный глухой соответствует иранскому звонкому (M. Vasmer. Die Iranier in Südruβland. Leipzig, 1923: 16–17). Видимо, в согласии с гипотезой Гольцера (G. Holzer. Entlehnungen aus einer bisher unbekannten indoeuropäischen Sprache im Urbaltischen und Urslavischen. Wien, 1989) о существовании в древности в Восточной Европе некоего индоевропейского языка, где глухим большинства индоевропейских (включая индоиранские) соответствовали звонкие и наоборот, имя Табити следует считать субстратным и возводить к индоевропейскому корню *dh2p- ‘готовить ритуальную пищу’ (ср. лат. daps ‘торжественная трапеза после жертвоприношения’, арм. tawn ‘празднество’, др.-сев. tafn ‘жертвенное животное’ и пр.), что не противоречит образу богини домашнего очага. Интересно для уточнения наших представлений об этническом составе населения Скифии имя упоминаемого Геродотом (IV 80) скифского царя Октамасада (Ὀκταμασάδης). О.Н. Трубачев указывал, что сочетание -kt- в иранском дало -xt-, и на этом основании считал имя Октамасада (где греческое буквосочетание -κτ-, по его мнению, передавало -kt-) индоарийским (INDOARICA…: 199–201). Последний вывод, однако, не обязателен: широко известны случаи передачи греческим -κτ- иранского -xt-, в том числе и у Геродота – Βάκτρα из Bāxtri- или Ἀρταΰκτης, видимо, из *Arta-uxta-, и, напротив, не засвидетельствовано случаев передачи иранского -xt- греческим -χτ/θ-. Зато можно с уверенностью утверждать, что греческое -κτ- никогда не передает восточноиранского рефлекса индоиранского *-kt-, а именно -γd-, неизменно передаваемого через греческое буквосочетание -γδ- (Ἰγδαμπαιης, Σόγδιος). Следует признать, что скифские цари могли носить западноиранские или иные арийские по происхождению имена, а значит, на территории или на границах Скифии имелось и невосточноиранское по языку население. Косвенный аргумент в пользу нескифского происхождения имени Октамасада – то, что его носил синдский царевич, упоминаемый в надписи с Семибратнего городища на Кубани. Под влиянием более древнего и авторитетного текста Геродота (IV 80), упоминающего скифского царя Октамасада, исследователи единодушно считают, что синды заимствовали скифское имя. Однако обратное направление заимствования не менее вероятно, особенно если учесть нескифский фонетический облик имени.

  5. Предлагались различные варианты отождествления земли упоминаемых Геродотом «отложившихся» от основной части народа скифов и археологической культуры, носителями которой они были. В связи с проблемой отложившихся скифов М.Н. Погребова и Д.С. Раевский (К вопросу об «отложившихся скифах» (Herod., IV, 22). – ВДИ, 1989, № 1; Они же. Ранние скифы и древний Восток. К истории становления скифской культуры. М., 1992: 203–214) обратили внимание на средневолжские памятники раннеананьинской археологической культуры VIIIVI вв. до н. э., прежде всего Старший Ахмыловский и Пустоморквашинский могильники на территории республики Марий Эл. Сама ананьинская культура имеет местные корни и ее носителей считают (и, видимо, справедливо) предками финно-волжских народов. Примечательно, однако, что в раннеананьинских памятниках распространены предметы вооружения, детали конского убора и украшения в зверином стиле, генетически связанные с раннескифскими, а также предметы кавказского происхождения. Объяснить это обстоятельство торговыми связями и импортом скифских вещей вряд ли возможно, ведь ничего подобного нет в ареале городецкой археологической культуры, которая была распространена к юго-западу от ананьинской, от северных районов современной Саратовской области на юге до Волги на северо-востоке, между ананьинской и собственно скифской культурами. Именно поэтому М.Н. Погребова и Д.С. Раевский предположили, что появление скифских и кавказских вещей на Средней Волге было связано с переселением туда из Предкавказья, где концентрировалась раннескифская культура, отложившихся скифов. В связи с локализацией упомянутых выше памятников на территории расселения марийцев любопытно, что В.И. Лыткин возводил марийское lüštáš и коми li̮śti̮ni̮̮̮̮ ‘доить’ к иранскому *dauxš-/duxš- ‘доить’ в юговосточноиранской форме, с переходом d > l (О некоторых иранских заимствованиях в пермских языках. – Известия АН СССР, отд. Литературы и языка, 1951, № 4). Однако, хотя заимствование приведенных слов из юговосточноиранского, resp. скифского, и нельзя полностью исключить, их финно-пермское происхождение (из *lüps-tV) не менее вероятно (устное сообщение Ю.В. Норманской), и с далеко идущими выводами о языковых следах пребывания скифов на Средней Волге спешить не следует. С другой стороны, о скифском присутствии вроде бы свидетельствует сравнение ДНК современного населения этих мест и образцов древней ДНК из скифских могильников Ростовской области. Как отмечают генетики, «(н)аиболее близкие к скифским современные популяции обнаруживаются в низовьях Камы и Вятки» (О.П. Балановский, Е.Ф. Батиева, C. Der Sarkisyan, В.В. Запорожченко, A. Cooper, Е.В. Балановская, W. Haak. Скифские могильники Нижнего Подонья в контексте современного и древнего населения Евразии. – Международная научная конференция «Население Юга России с древнейших времен до наших дней» (Донские антропологические чтения). Сборник статей. Ростов-на-Дону, Издательство ЮНЦ РАН 2013: 60).

  6. Скифские (и по крайней мере одно северокавказское, воспринятое через скифское посредство – слово для обозначения вина, ср. выше) заимствования распознаются во фракийском. К таковым можно отнести названия фракийских племен, среди которых Гекатей и Геродот упоминают, например, Σάτραι, чье имя явно отражает иранское xšaθra «власть» со скифским переходом xš- > s- в начале слова. Тем самым языковые данные подтверждают исторические и археологические сведения о скифо-фракийских связях.Бляшка

  7. Пласт слов, которые по фонетическим особенностям можно отнести к скифским, прослеживается в Младшей Авесте. Еще в позапрошлом веке было замечено, что в Авесте есть слова, которые, будучи иранскими, демонстрируют фонетическое развитие, отличное от собственно авестийского (подобно мидизмам в древнеперсидском или старославянизам в русском). Так, мифический герой Керсаспа именуется то gaēsu-, то gaēθu- ‘курчавый’, наряду с sūra- ‘сильный, могучий’ (ср. др.-инд. śū́ra-) встречается aiβi-θūra- ‘могущественный’. Для одного и того же слова со значением ‘чей срок еще не пришел’, причастия от корня sak- ‘проходить (о времени)’, часть рукописей дает регулярную авестийскую форму anasaxta-, а часть – anaθaxta-. В Старшей Авесте встречается корень nas- с приставкой vī ‘быть обреченным на гибель, пропащим’. У него в Младшей Авесте имеется дублет vi-naθ-, который в каузативе означает нечто вроде ‘сдирать шкуру; снимать скальп’7. Интересующие нас рефлексы восходят к индоиранскому *ś (из индоевропейского *ƙ). Из засвидетельствованных древнеиранских языков развитие *ś > θ характерно для древнеперсидского и скифского (ср. выше). Любопытны и авестийские примеры нерегулярной для известных древнеиранских языков рефлексации праиранского *s в кластере *sr- в анлауте (начале слова): авест. θraotah- ‘поток’, ср. др.-инд. srótas- ‘id’, авестийская лексема сохранилась в составе сложных слов θraotō.stak- и θraotō.stāt- ‘проточный’, чаще в женском роде и во множественном числе, поскольку речь идет о водах, āp-8. Возможно, в языке, из которого были заимствованы эти слова, sr- в начале слова регулярно давал θr-. Это не было характерно для древнеперсидского, где рефлекс того же этимона, что дал авестийское θraotah-, демонстрирует развитие *sr- > *hr- > r- rautah-. Шведский индоиранист Стиг Викандер связывал слова, в которых общеиранский *ś дает θ, с туранцами, т. е. со степными кочевниками (Stig Wikander. Der arische Männerbund. Studien zur Indo-Iranischen Sprach- und Religionsgeschichte. Lund, 1938: 37), не приводя, правда, в пользу такой идентификации лингвистических и культурологических аргументов, что попытаемся сделать мы. Поясним, почему мы считаем эти заимствования скифскими, а не древнеперсидскими. Во-первых, в Авесте не зафиксировано иных характерных для древнеперсидского фонетических черт, кроме перехода *ś в θ, а наличие особенностей, невозможных в древнеперсидском, но либо характерных, либо не исключенных для скифского, предполагать можно (ср. выше). Во-вторых, некоторые из обозначаемых интересующими нас словами реалий действительно скорее связаны со степными культурами, а не с Персией (например, о скифском обычае снятия скальпов писал Геродот – IV 64). Это подтверждает сообщения античных авторов о едином происхождении среднеазиатских саков и европейских скифов.

Расхожее представление о том, что изучение скифского языка ничего принципиально нового дать не может, далеко от истины, и скифологов, хочется верить, ждет еще много не только археологических находок.

1

 А в тех случаях, когда неспециалисты пытаются прибегнуть к лингвистической аргументации, невольно думаешь, что лучше бы они этого не делали. Например, Л.А. Лелеков (Дискуссионные проблемы отечественной скифологии. Круглый стол. Выступление. – Народы Азии и Африки, 1980, № 5: 126), усвоив, что индоиранский *s в иранском в большинстве позиций дал h, считал наличие s в словах «скиф», «сколот», «сармат» и т.п. свидетельством их неиранского происхождения, не зная ни того, что в консонантных сочетаниях s с глухим смычным исконный s в иранском сохранялся, ни того, что в большинстве иранских языков (в том числе, видимо, и в сарматском) имелся и вторичный s (из общеиранского ś).

2

 Толкование скифских слов из тюркского несостоятельно хотя бы потому, что фонетика засвидетельствованных скифских слов противоречит фонетическим характеристикам пратюркского (распад которого по глоттохронологическим данным относится к I в. до н. э., т. е. много позже появления на исторической арене скифов – соответственно, сравнивать скифские слова имело бы смысл только с пратюркскими, а не с их рефлексами в отдельных древних и современных тюркских языках). Так, пратюркское слово не могло начинаться на сонанты *m и *l, тогда как нам известны скифские имена Мадий и Липоксай; невозможными в пратюркском были и скопления согласных в анлауте (начале слова), засвидетельствованные в самоназвании скифов и таких именах, как, например, Спаргапиф. Одним словом, попытки объявить скифов тюрками представляют интерес разве что с точки зрения современной этнопсихологии.

3

Этимология А.В. Назаренко (К этимологии этнонима ΣΚΟΛΟΤΟΙ (Геродот IV, 6). – Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1987 год. М., 1989), сближавшего скифское Σκολ- с общеславянским *xol-, отраженном в русских словах ‘холостой’, ‘холоп’ и т. п., и германским *skal-k-s ‘слуга, раб’, несостоятельна: скифский -l- восходит к иранскому *-d-, который не может соответствовать славянскому и германскому -l-.

4

В аккадском, как и в других древнесемитских языках, слог не мог начинаться с двух согласных, поэтому в текстах на ассирийском диалекте вставлялся протетический гласный a-, а на вавилонском – i- (И.М. Дьяконов. История Мидии от древнейших времен до конца IV века до н. э. Издание 2-е, дополненное. Под редакцией С.Р. Тохтасьева и В.А. Якобсона. СПб., 2008: 255).

5

 Арабское и персидское sarǰ, видимо, заимствованы из какого-то восточноиранского языка (согдийского?).

6

 И в самом деле, у нас нет примеров озвончения интервокального -p- в скифском: ср. имена Апи, Липоксая, Папая, Скопасиса, Спаргапифа и пр., этноним напов и другие слова. С.Р. Тохтасьев (Проблема скифского языка в современной науке. – Ethnic Contacts and Cultural Exchanges North and West of the Black Sea from the Greek Colonization to the Ottoman Conquest. Edited by Victor Cojocaru. Iaşi, 2005: 78–79, примеч. 109) допускает для имени Табити возможность диссимиляции глухих смычных, но параллельных примеров такой диссимиляции в скифском также нет.

7

 Ср., например, pąstō.fraθaŋhǝm hē kamǝrǝδǝm vīnāθaiien (Vd. 3, 20): «…пусть оскальпируют ему башку, насколько простирается кожа».

8

 yeŋ́hā̊ paiti θraotō.stācō āpō tacinti nāvaiiā̊ («по которой [земле] бегут проточные судоходные воды» – Yt 13, 10); [yazamaide] vīspā̊ āpō xā̊ paiti θraotō.stātasca («[почитаем жертвой] все воды, что в источниках и потоках» – Y 71, 9.


Похожие статьи

Знатные предки

Урарту, скифы, аланы... Статья Л.С.Клейна в "Троицком варианте" о том, как народы бывшего Советского союза борются за право считаться потомками тех или иных древних народов.

Индоевропейские языки в Европе – результат степной миграции?

Генетики изучили рекордное число образцов древней ДНК европейцев и нашли признаки миграции в центральную Европу из причерноморских степей около 4,5 тысяч лет назад. После появления новых генетических данных споры о происхождении индоевропейцев разгораются с новой силой.

Как строить деревья? Проверка на лезгинских языках

Впервые проведен полноценный тест современных филогенетических методов на лексическом материале лезгинской языковой группы.

Излечима ли болезнь этноцентризма? ч.1

Публикуем фрагменты из статьи археолога, этнолога и антрополога, доктора исторических наук Виктора Александровича Шнирельмана «Излечима ли болезнь этноцентризма? Из опыта конструирования образов прошлого — ответ моим критикам», опубликованной в журнале «Политическая концептология» в 2013 году.

Комментариев: 19 (смотреть все) (перейти к последнему комментарию)

  •                                  Скифы из-за Аракса

    Чрезвычайно интересная и важная статья Сергея Всеволоовича Кулланды не вызывает у меня особых возражений: ведь восточное происхождение скифов, их миграция из района Тувы ныне выдвигается на археологических и антропологических основаниях, а проверить лингвистические выводы Куланды я не в состоянии.

    Я лишь хотел бы уточнить изложение моих взглядов Кулландой и ссылку на мои давние работы. Идею о том, что скифских походов в Переднюю Азию было два, а не один, и что возвращение из первого похода из-за Аракса Геродот принял за вторжение в Северное Причерноморье из Азии, я выдвинул в своей дипломной работе в 1951 г., этому вопросу специально посвященной, ее принял и повторял в своих статьях и книге мой руководитель проф. М. И. Артамонов, а потом и я подробно изложил ее в ВДИ в 1975 г.

    Но я не связывал ее напрямую с вопросом о происхождении скифов, потому что независимо от того, как эти события излагал Геродот, сами скифы до этих походов могут быть как местными, так и пришлыми. Местный компонент в скифском населении я не отвергаю и сейчас. Меня убеждали в его наличии два фактора. Во-первых, наличие в археологической культуре скифов местных традиций, в частности катакомбного способа погребения и ряда других особенностей. Я писал об этом в статье «Происхождение скифов-царских по археологическим данным» в 1963 г. («Сов. Археология» №4). А во-вторых, наличие у причерноморских скифов индоарийских традиций. При всем ираноязычии, культурные (и религиозные) особенности скифов оказываются скорее индоарийскими, чем иранскими. Это я доказывал на Круглом столе в Москве «Индоарии и скифский мир: общие истоки идеологии», и это напечатано в 1987 г. в журнале «Народы Азии и Африки» (№ 5). Между тем, по моим представлениям, корни индоариев нужно видеть в катакомбной культуре степного Причерноморья, а праиранцы жили в бронзовом веке восточнее. Поэтому  индоарийский  компонент своей культуры скифы должны были получить в Северном Причерноморье, а не где-либо на востоке.

    Но это никоим образом не подрывает идею о восточном происхождении другого компонента скифской культуры, с которым и мог прибыть с востока скифский язык.

     

     

          

  • A.Darbinian  Интересно. Маленькое уточнение, в арм. town-տուն означает дом, праздник ton-տոն.
     
    У меня возник вопрос, в арм. есть иранские заимствования, которые имеют соответсвие d-r ападана-апаран, баграт-багдат и т.д. Причем мягкая ր, а не твердая ռ. Считается, что это заимствования из мидийского. Это как то связано со скифским d-l?

    • Уважаемый Arepo,
      Еще раз прошу Вас зарегистрироваться под своим полным именем. Или же ставить подпись под всеми своими комментариями.
      модератор

    • Спасибо за отклик. Прошу прощения, но я не совсем понял, что уточняет арм. town. Вроде бы ни я, ни Л.С. Клейн армянских материалов не приводили. Что же касается перехода d > r в интервокальной позиции, то он произошел уже на армянской почве, ни в мидийском, ни в персидском его не было (ср. название города Багдада, аналогичное армянскому имени Баграт, но без означенного перехода), но со скифским переходом d > l он, видимо, не связан.
       
       

  • Sergey Kullanda сказал(а): Спасибо за отклик. Прошу прощения, но я не совсем понял, что уточняет арм. town. Вроде бы ни я, ни Л.С. Клейн армянских материалов не приводили. Что же касается перехода d > r в интервокальной позиции, то он произошел уже на армянской почве, ни в мидийском,...

    Спасибо за ответ.  Уточнение касалось этого: «соответствовали звонкие и наоборот, имя Табити следует считать субстратным и возводить к индоевропейскому корню *dh2p- ‘готовить ритуальную пищу’ (ср. лат. daps ‘торжественная трапеза после жертвоприношения’, арм. tawn ‘празднество’, др.-сев. tafn ‘жертвенное животное’ и пр.), что не противоречит образу богини домашнего очага.»

    • Спасибо, но в данном случае поправки не требуется. Вы, видимо, прочли курсивную латинскую A в транскрипции древнеармянского TAWN «праздник», давшего TON в современном языке, как O, но у меня стоит A. К древнеармянскому TUN «дом» TAWN, как Вы справедливо отметили, отношения не имеет: первое родственно русскому «дом» с закономерным для армянского переходом конечного M в N. 

  • Что уважаемые коллеги скажут насчет надписи на вазе 400 года до новой эры, на которой был изображён блюститель закона с мёртвым гусём в корзине? Фраза, записанная на вазе, переводилась как «Этот воришка крадёт у того человека» с древнего черкесского языка, что вполне согласовывалось с рисунком. Примечательно, что Афины в ту эпоху охранялись скифскими «полицейскими», чью речь, судя по всему, и пытался запечатлеть художник.» http://www.vesti.ru/doc.html?id=1997110&cid=2161

  • Скифское искуство
     
    https://www.youtube.com/watch?v=TDflqP7x1c8
    С 20 : 15 сек. говорится о том что всадник подъезжает к богине справа налево. Объяснение этой сцены находится в «осетинском нартском эпосе», в сюжете «нарт Сослан в загробном мире».
     
    Пазырык  VI-IV в.в. до н.э.
     
    http://s017.radikal.ru/i426/1602/96/fc92dbe25a50.jpg
     
    Мерджаны III в.в. до н.э.
     
    http://s016.radikal.ru/i336/1602/f5/3f029488c16f.png
     
     
     

  •  
    Этноним «нарт», явно имеет индо-европейское происхождение.
     
    http://s012.radikal.ru/i320/1612/4a/262cffc2a5ee.jpg
     
    В скифском языке нар=мужчина явно, ведь скифское анареи/энареи=не мужчины, по переводу античных авторов.
    Разные исследователи по-разному высказываются о развитости и влиятельности у скифов жреческого сословия. Источники упоминают, как правило, скифских гадателей. Геродот о них пишет: У скифов есть много гадателей, которые гадают при помощи множества ивовых прутьев следующим образом: принесши большие связки прутьев и положив их на землю, они раскладывают их порознь и затем, перекладывая прутья по одному, гадают; произнося предсказания, они вместе с тем снова собирают прутья и раскладывают их поодиночке. Таков у них исконный способ гадания.Особенно у скифов выделяется профессиональная жреческая корпорация энареев, женоподобных гадателей, связанных с культом Артимпасы. Они носили женское платье, перенимали женские привычки и даже говорили, как женщины. Слово энарей происходит от иранск. a-narya «не мужественный». Энареи являлись гадателями: как пишет Геродот, «искусство гадания даровано им Афродитою; они гадают при помощи липовой коры: гадатель разрезает её на три полоски, затем, переплетая их между пальцами и расплетая, произносит предсказание». Корпорация энареев имела наследственный характер и составлялась выходцами из аристократии. Энареи пользовались значительным влиянием в скифском обществе.Псевдо-Гиппократ так описывает энареев: Среди скифов есть люди, которые появляются на свет из затылка, они делают все женские работы, их называют «энареи», или женоподобные. Их соплеменники считают, что эта патология у них по воле богов; они почитают тех, кого поразил этот недуг, для того чтобы их самих он миновал. Что касается меня, то я придерживаюсь мнения, что эта болезнь не более чем то, что ниспослано нам богами, поскольку я считаю, что все имеет причину, без которой ничто не может произойти. [Энареи —] скифские богачи, не люди самого низкого происхождения, а, напротив, самые благородные и пользующиеся наибольшим могуществом. — Псевдо-Гиппократ. О воздушных пространствах, водах и местностях.Нарт Батраз был рожден со спины Хамыца. Тут мы видим явный скифский отголосок.
     
    Тут же можно вспомнить все качества которыми обладал нарт Батраз: умеренность в еде и питье, равнодушие к женщинам (спор за чашу Уацамонга/Амонга). Эти качества характерны жрецам, священнослужителям и т.д. тем более в те далекие времена.
     
     
     

    • Энареи — скорее всего звучало как анарья, где арья это мужчина, ариец — и частица «а» в качестве отрицательной, + отделяющим две гласные звуком «н». Думаю что вряд ли «нар» переводилось как мужчина, тем более не обязательно подгонять это слово под притягивание нартского эпоса к скифам. На одном слове с сомнительной этимологией целый эпос не притянешь к заданному результату.

      • Ильнур Ахметов, в скифском, а так же в сакском, и «нар»; и эор/ир = мужчина/герой/воин.
        В осетинском сохранилось в форме «нал=самец», мужская особь. Был переход в осетинском из Р в Л. В старо-осетинском было нар. 
        То же самое и имя волка в древне-осетинском было и «Уархаг», и «Бираг». В современном сохранилось только Бираг. 
         
         http://s012.radikal.ru/i320/1612/4a/262cffc2a5ee.jpg 

        • Вы же наверное знаете «В. В. ЛатышевИзвестия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе» ?
           
          Там приведены много всяких скифских слов «под, бросали, блестящие, лебедь, гусеница, ум, обрезать кругом волосы,  скифское кушанье из кобыльего молока,  скифские одеяния,  луна у скифов, скифская обувь, скифское платье» и тд.
           
          НО где бы я ни смотрел — не вижу трактовки этих слов из иранских или осетинских языков. Может я плохо знаю Гугл, но мне всегда попадаются или очень рафинированные исследования Абаева или всякие упражнения по подбору значения скифских имен (но не по трактовке вышеизложенных слов). Может подскажете мне подробные словари про «луна у скифов, гусеница» и остальные скифские слова?
           
          А то знаете — эту тему уже лет 50 разрабатывают  а результатов ненагуглишь.

        • Ну нет так не пойдет.
           
          Я задал простой вопрос «А разве в скифском языке мужчина не «эор»?» А Вы не можете на него прямо ответить. О чем это говорит?   До-сочинить про (нар=мужчина) можно, но приплюсовав сочинения к доказанным фактам, материалам, источникам (доверяй но проверяй, имхо).   А факты таковы.
           
          Во-первых «Скифский язык, вопреки распространенному мнению, не был тождествен сарматскому и потому НЕ БЫЛ предком аланского и ОСЕТИНСКОГО.  » (это вообще-то цитата см. выше)  
           
          Во-вторых генетики говорят, что скифская генетика (отцы) не является предком для осетинской генетики. (то есть скифы — это не ваши отцы, а мои физические генетические отцы если что)
           
          Т.е. скифский поезд для осетин практически ушел. И Ваши усилия достойны лучшего применения.

          • Ильнур Ахметов, вы невнимательны! Я же ответил что у скифов, как и у всех иранцев было два названия мужчины/героя/война, это «НАР» и «ИР», и эти корни идут в праиндоевропейскую общность … …   Среди классических европейских скифов, пока мы видим R1b Z2123, это третья по численности гаплогруппа осетин, которая берёт своё начало от ямников. Далее, по аланам, там целый букет гаплогрупп найден и все они так же присутствуют среди осетин! Далее, аутосомы, и они показывают в нашей генетике древних ИЕ хеттов, киммерийцев, скифов, сарматов, алан в основном, и т.д. 
            ……… в науке татары, останутся кыпчаками, чуваши булгарами, осетины — аланами и т.д.   

  • Александр Морозов, это не притягивание а констатация факта. Тот кто изучал нартский эпос, тот знает что эпос бесспорно осетинский!
    До неданего времени, например представители нашего рода и всего Нарского ущелья, называли себя нарон-нарцы! И все места куда бы они не заселялись, именовались Нар. 
    ГЕНРИХ-ЮЛИУС КЛАПРОТПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАВКАЗУ И ГРУЗИИ,ПРЕДПРИНЯТОЕ В 1807-1808 гг.REISE IN DEN KAUKASUS UND NACH GEORGIEN UNTERNOMMEN IN DEN JAHREN 1807 UND 1808За Срго на правом берегу Арредона находится район Нара, занимающий очень скалистую долину, где речка течет с Хохи вниз с востока на запад. В этой долине насчитывают 8 селений; главное Нар лежит в 8 верстах ниже Саха, на правом берегу Арредона и состоит из 150 домов. Остальные осетины считают их жителей очень храбрыми, так как они никому не подчинены, совершенно свободны и могут выставить 500 вооруженных людей. В 6 верстах отсюда на той же стороне реки находится Бигулатекау, жители которого также принадлежат к племени наров.
     

  • статья из разряда навру и не покраснею…научный поиск это всегда подтверждение из других источников и дисциплин. Обьяснения требует и тот факт как носители «скифской гаплогруппы», в частности те же киргизы сменили иранский на тюркский. Ну, тема, что их завоевали и заставили не катит, поскольку это проблема огромной территории и многих племен. Странность, что «завоевывая скифов» тюрки «насадили свой язык, но «забрали» полностью хозяйственно-бытовой уклад «скифов». В этом месте надо бы еще подробней. Это минимум совершенно новый взгляд на языкообразование. То есть язык, получается, не есть вербальное отражение способа бытования ?. Это охренительно…..

  •  

    Толкование скифских слов из тюркского несостоятельно хотя бы потому, что фонетика засвидетельствованных скифских слов противоречит фонетическим характеристикам пратюркского (распад которого по глоттохронологическим данным относится к I в. до н. э., т. е. много позже появления на исторической...

     Это очень  слабый абзац автора. При этимологизации скифских слов должна учитываться фонология языка-посредника. Этой  банальной истины традиционно придерживаются, например, при  тюркской этимологизации  имен гуннов-булгар, которые зачастую тоже не соответствуют  тюркской фонологии(Болгарский князь Крум — тюрк. «курум»). Или у автора есть более правдоподобная этимология русского «штаны» ,чем общепринятая: «ичтон» — тюрк. «внутренняя одежда»( и таких примеров — много). Тоже касается и  глоттохронологии. Когда появилась начальная «м» в тюркских не понятно(в теории предполагается из тюркского «б»), но из китайских источников нам известно имя хуннского царевича -«Моде»- это еще до нашей эры. Негативистские аргументы автора оказались очень слабы.

Добавить комментарий

Избранное

Анализ древних геномов с запада Иберийского полуострова показал увеличение генетического вклада охотников-собирателей в позднем неолите и бронзовом веке. След степной миграции здесь также имеется, хотя в меньшей степени, чем в Северной и Центральной Европе.

Геологи показали, что древний канал, претендующий на приток мифической реки Сарасвати, пересох еще до возникновения Индской (Хараппской) цивилизации. Это ставит под сомнение ее зависимость от крупных гималайских рек.

Текст по пресс-релизу Института археологии РАН о находке наскального рисунка двугорбого верблюда в Каповой пещере опубликован на сайте "Полит.ру".

На основе изученных геномов бактерии Yersinia pestis из образцов позднего неолита – раннего железного века палеогенетики реконструировали пути распространения чумы. Ключевое значение в ее переносе в Европу они придают массовой миграции из причерноморско-каспийских степей около 5000 лет назад. По их гипотезе возбудитель чумы продвигался по тому же степному коридору с двусторонним движением между Европой и Азией, что и мигрирующее население.

Генетическое разнообразие населения Сванетии в этой работе изучили по образцам мтДНК и Y-хромосомы 184 человек. Данные показали разнообразие митохондриального и сравнительную гомогенность Y-хромосомного генофонда сванов. Авторы делают вывод о влиянии на Y-хромосомный генофонд Южного Кавказа географии, но не языков. И о том, что современное население, в частности, сваны, являются потомками ранних обитателей этого региона, времен верхнего палеолита.

Опубликовано на сайте Коммерсант.ru

Авторы свежей статьи в Nature опровергают представления о почти полном замещении охотников-собирателей земледельцами в ходе неолитизации Европы. Он и обнаружили, что генетический вклад охотников-собирателей различается у европейских неолитических земледельцев разных регионов и увеличивается со временем. Это говорит, скорее, о мирном сосуществовании тех и других и о постоянном генетическом смешении.

Последние дни у нас веселые – телефон звонит, не переставая, приглашая всюду сказать слово генетика. Обычно я отказываюсь. А здесь все одно к одному - как раз накануне сдали отчет на шестистах страницах, а новый – еще только через месяц. И вопросы не обычные - не про то, когда исчезнет последняя блондинка или не возьмусь ли я изучить геном Гитлера. Вопросы про президента и про биологические образцы.

В Медико-генетическом научном центре (ФГБНУ МГНЦ) 10 ноября прошла пресс-конференция, на которой руководители нескольких направлений рассказали о своей работе, связанной с генетическими и прочими исследованиями биологических материалов.

Горячая тема образцов биоматериалов обсуждается в программе "В центре внимания" на Радио Маяк. В студии специалисты по геногеографии и медицинской генетике: зав. лаб. геномной географии Института общей генетики РАН, проф. РАН Олег Балановский и зав. лаб. молекулярной генетики наследственных заболеваний Института молекулярной генетики РАН, д.б.н., проф. Петр Сломинский.

О совсем недавно открытой лейлатепинской культуре в Закавказье, ее отличительных признаков и корнях и ее отношениях с известной майкопской культурой.

Интервью О.П.Балановского газете "Троицкий вариант"

В издательстве «Захаров» вышла книга «Эта короткая жизнь: Николай Вавилов и его время». Ее автор Семен Ефимович Резник, он же автор самой первой биографической книги о Н.И.Вавилове, вышедшей в 1968 году в серии ЖЗЛ.

Исследование генофонда четырех современных русских популяций в ареале бывшей земли Новгородской позволяет лучше понять его положение в генетическом пространстве окружающих популяций. Он оказался в буферной зоне между северным и южным «полюсами» русского генофонда. Значительную (пятую) часть генофонда население Новгородчины унаследовало от финноязычного населения, которое, видимо, в свою очередь, впитало мезолитический генофонд Северо-Восточной Европы. Генетические различия между отдельными популяциями Новгородчины могут отражать особенности расселения древних славян вдоль речной системы, сохранившиеся в современном генофонде вопреки бурным демографическим событиям более поздних времен.

На "Эхе Москвы" в программе "Культурный шок" беседа глав. ред. Алексея Венедиктова с д.б.н., зав. кафедрой биологической эволюции Биологического факультета МГУ Александром Марковым.

О том, неужели кто-то пытается придумать биологическое оружие против граждан России — материал Марии Борзуновой (телеканал "Дождь").

Отличная статья на сайте "Московского комсомольца"

Что такое биоматериал? Где он хранится и как используется? Об этом в эфире “Вестей FM” расскажут директор Института стволовых клеток человека Артур Исаев и заведующий лабораторией геномной географии Института общей генетики имени Вавилова, доктор биологических наук, профессор РАН Олег Балановский.

Что стоит за высказыванием В.В.Путина о сборе биологических материалов россиян, и реакцию на его слова в студии "Радио Свобода" обсуждают: политик Владимир Семаго, доктор биологических наук, генетик Светлана Боринская, руководитель лаборатории геномной географии Института общей генетики РАН Олег Балановский. ​

Как сказал ведущий программы «Блог-аут» Майкл Наки, одна из самых обсуждаемых новостей недели – это высказывание Владимира Путина, про то, что собираются биоматериалы россиян – массово и по разным этносам. И это было бы смешно, когда бы не было так грустно - если бы после этого высказывания всякие каналы не начали выпускать сюжеты о биооружии, которое готовится против россиян. По поводу этой странной истории ведущий беседует с д.б.н., проф. РАН О.П.Балановским.

Ведущие специалисты в области генетики человека считают напрасными страхи перед неким «этническим оружием». Сделать его невозможно.

Комментируем ситуацию вокруг вопроса Президента РФ, кто и зачем собирает биологический материал россиян.

В африканских популяциях, как выяснилось, представлено большое разнообразие генетических вариантов, отвечающих за цвет кожи: не только аллели темной кожи, но и аллели светлой кожи. Последних оказалось особенно много у южноафриканских бушменов. Генетики пришли к заключению, что варианты, обеспечивающие светлую кожу, более древние, и возникли они в Африке задолго до формирования современного человека как вида.

Анализ генома 40-тысячелетнего человека из китайской пещеры Тяньянь показал его генетическую близость к предкам восточноазиатских и юговосточных азиатских популяций и указал на картину популяционного разнообразия в верхнем палеолите. Исследователи полагают, что 40-35 тыс. лет назад на территории Евразии обитали не менее четырех популяций, которые в разной степени оставили генетический след в современном населении.

В Санкт-Петербургском государственном университете, в Петровском зале здания Двенадцати коллегий состоялись чтения, посвященные 90-летию со дня рождения Льва Самуиловича Клейна. Большинство из выступавших на них археологов, антропологов, историков и других специалистов считают себя его учениками, которым он привил основы научного мышления, научил идти непроторенными дорогами, показал пример преодоления обстоятельств и стойкости в борьбе. Научные доклады начинались со слов признательности учителю. Представляем здесь выступление доктора исторических наук, профессора СПбГУ, главного научного сотрудника Музея антропологии и этнографии РАН Александра Григорьевича Козинцева.

Накануне 110-летия со дня рождения знаменитого антрополога и скульптора, автора всемирно известного метода реконструкции лица по черепу Михаила Михайловича Герасимова, в Дарвиновском музее прошел вечер его памяти. О том, как появился знаменитый метод, о работах мастера и развитии этого направления в наши дни рассказали его последователи и коллеги.

Генетики секвенировали митохондриальную ДНК 340 человек из 17 популяций Европы и Ближнего Востока и сравнили эти данные с данными по секвенированию Y-хромосомы. Демографическая история популяций, реконструированная по отцовским и материнским линиям наследования, оказалась совершенно разной. Если первые указывают на экспансию в период бронзового века, то вторые хранят память о расселении в палеолите после окончания оледенения.

Анализ геномов четырех индивидов с верхнепалеолитической стоянки Сунгирь показал, что они не являются близкими родственниками. Из этого авторы работы делают вывод, что охотники-собиратели верхнего палеолита успешно избегали инбридинга, так как каждая группа была включена в разветвленную сеть по обмену брачными партнерами.

Изучив 16 древних геномов из Африки возрастом от 8100 до 400 лет, палеогенетики предлагают картину смешений и перемещений, приведшую к формированию современных африканских популяций.

Анализ семи древних геномов из Южной Африки показал глубокие генетические различия между бушменами и прочими африканскими и неафриканскими популяциями. Время формирования первой развилки на древе человечества соответствует периоду формирования современного человека как вида, авторы оценили его в диапазоне от 350 до 260 тысяч лет назад.

Генетический ландшафт Папуа Новая Гвинея отмечен кардинальными различиями между горными и равнинными популяциями. Первые, в отличие от вторых, не обнаруживают влияния Юго-Восточной Азии. Среди горных популяций отмечается высокое генетическое разнообразие, возникшее в период возникновения земледелия. Делается вывод, что неолитический переход не всегда приводит к генетической однородности населения (как в Западной Евразии).

В неолитизации Европы роль культурной диффузии была очень незначительной. Основную роль играло распространение земледельцев с Ближнего Востока, которые почти полностью замещали местные племена охотников-собирателей. Доля генетического смешения оценивается в 2%. К таким выводам исследователей привел анализ частоты гаплогрупп митохондриальной ДНК и математическое моделирование.

Сочетание генетического и изотопного анализа останков из захоронений на юге Германии продемонстрировало патрилокальность общества в позднем неолите – раннем бронзовом веке. Мужчины в этом регионе вели оседлый образ жизни, а женщины перемещались из других регионов.

Наш постоянный читатель и активный участник дискуссий на сайте Лев Агни поделился своим мнением о том, что противопоставить изобилию некачественных научных публикаций в области истории.

Древние геномы изучили по аллелям, ассоциированным с болезнями, и вычислили генетический риск наших предков для разных групп заболеваний. Оказалось, что этот риск выше у более древних индивидов (9500 лет и старше), чем у более молодых (3500 лет и моложе). Обнаружилась также зависимость генетического риска заболеваний от типа хозяйства и питания древних людей: скотоводы оказались более генетически здоровыми, чем охотники-собиратели и земледельцы. Географическое местоположение лишь незначительно повлияло на риск некоторых болезней.

Международная группа археологов опровергла датировку выплавки меди в Чатал-Хююке – одном из самых известных поселений позднего неолита в центральной Турции. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Journal of Archaeological Science .

В продолжение темы майкопской культуры перепечатываем еще одну статью археолога, канд. ист. наук Н.А.Николаевой, опубликованную в журнале Вестник Московского государственного областного университета (№1, 2009, с.162-173)

В продолжение темы, рассмотренной в статье А.А.Касьяна с лингвистических позиций, и с разрешения автора перепечатываем статью археолога, к.и.н. Надежды Алексеевны Николаевой, доцента Московского государственного областного университета. Статья была опубликована в 2013 г. в журнале Восток (Оriens) № 2, С.107-113

Частичный перевод из работы Алексея Касьяна «Хаттский как сино-кавказский язык» (Alexei Kassian. 2009–2010. Hattic as a Sino-Caucasian language. Ugarit-Forschungen 41: 309–447)

Несмотря на признание исследований по географии генофондов со стороны мирового научного сообщества и все возрастающую роль геногеографии в междисциплинарных исследованиях народонаселения, до сих пор нет консенсуса о соотношении предметных областей геногеографии и этнологии. Генетики и этнологи часто работали параллельно, а с конца 2000-х годов началось их тесное сотрудничество на всех этапах исследования – от совместных экспедиций до совместного анализа и синтеза. Приведены примеры таких совместных исследований. Эти примеры демонстрируют, что корректно осуществляемый союз генетики и этнологии имеет добротные научные перспективы.

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015